Кажется, все понимают ораторское искусство, каждый второй может дать рекомендацию спикеру. Но специалистов в этой отрасли гораздо меньше. Именно поэтому со школьной скамьи существует практика бесполезных советов, как вести себя на сцене. А иногда эти рекомендации доброжелателей наносят спикеру существенный вред, и выступления становятся все хуже и хуже.
Миф №1. Используйте жесты
Этот совет часто встречается у полупрофессиональных тренеров или доброжелателей. На самом деле во время выступления не нужно думать о жестах — важно сосредоточиться на цели. И в зависимости от того, какая у вас цель, жесты родятся сами собой. Невозможно вдохновить, например, сомкнутыми сзади руками. Или доказывать, убеждать с сутулой спиной.
Как только человек сосредотачивается на цели и перестает думать о руках и других частях тела, именно в этот момент рождаются органические жесты, именно тогда появляется та самая убедительность, которой жаждут все те, кто говорит о жестах. Просто дело не в них.
Миф №2. Порепетируйте перед зеркалом
Каждый второй учитель в школе рекомендует ученикам репетировать перед зеркалом. А вот первокурсникам делать это категорически запрещено. И все почему? Когда думаешь о том, как стоять и как говорить, то напрочь забываешь, что хотел сказать, и наоборот. Принимая красивую позу перед зеркалом, пытаясь повторить ее на сцене, вы переносите объект внимания на себя, и именно в этот момент рождается максимальное волнение.
Вам нужно репетировать перед публикой. Любой, но лучше доброжелательный, чтобы именно он, а не зеркало, давал вам обратную связь.
Миф №3. Выучите текст
Запоминать текст вредно: как только настигнет азарт, тут же его забываешь. А так как чаще всего мы пишем для себя тексты умными красивыми словами, боимся выглядеть глупо, то уже сложно перейти на обычную речь. От этого затяжные паузы «эээ», «как будто», садится темп исполнения и возникает неловкость.
Многие берут текст с собой, заглядывают в него, когда путаются, и еще больше теряются, потому что не могут сразу найти нужную фразу. В общем, от текста больше беды, чем пользы.
Лучший вариант — говорить своими словами, потому что вы гораздо умнее плоского текста, и можете спокойно его выразить. Рекомендую выделять тезисы, формулировать их одним предложением, делать себе намеки-тезисы крупным шрифтом и рассказывать своими словами.
Миф №4. Посмотрите видео выступления
Часто можно встретить рекомендацию посмотреть ваше видео и оценить исполнение. Вот только после просмотра записи ничего не могу оценить. И я больше не хочу играть. Даже профессионалы.
Видео теряет самое ценное — взаимодействие со зрителем. Знаете, это как по записи судить о рок-концерте: драйва нет, но все хрипы и вздохи слышны. Или спектакль: почему в зале плачут или смеются - по телевизору совершенно непонятно. И, согласитесь, мы не сможем оценить концерт или выступление по видеозаписи. Было ли это хорошо или плохо, мы можем оценить, только если присутствовали сами или по отзывам. Так же и с производительностью.
Мы увидим все шероховатости и кучу собственных недочетов, но понять, хорошо выступление было или нет, мы не сможем без реакции зрителей.
Гораздо важнее судить по лицам и глазам зрителей (теперь они не церемонятся, если им скучно, тут же засыпают или достают гаджеты), а также по нескольким основным критериям выступлений, в которых друзья могут вам помочь.
Миф №5. Не говорите на чужую тему
«Ну, если тема нравится, а если просто нужно сделать презентацию?» - Часто слышу вопрос от менеджеров крупных корпораций. В этом случае нужно, как говорят артисты, «примерить» тему доклада, понять, где именно, в какой части она находит отклик в вашей душе, и именно так развернуть вопросы, чтобы она Вас интересует в первую очередь.
В художественной среде есть такой секрет: что артист чувствует на сцене, что он видит своим внутренним взором, увидит и зритель. И если вам самому не понравится ваш доклад, то и публика его не примет. Поэтому ищите точки соприкосновения, такой поворот этой темы, чтобы она была интересна, в первую очередь, вам. Ведь вы являетесь автором своей речи.
Миф №6. «Что» важнее, чем «как»
Часто в нашей практике выступлений, сложившейся в советское время, где нет места собственному мнению и все привыкли читать умный текст по бумажке, можно увидеть основной акцент на содержании <а href="11268">презентации. От этого страдает визуальная часть: отчет пестрит графиками и таблицами. Это считается неким эталоном хорошей работы. И не принято обращать внимание на то, как будет преподнесена эта информация.
Спор о важности формы и содержания завершился при Аристотеле: одно без другого не имеет смысла.
Если не позаботиться о форме подачи, содержание все равно не дойдет до слушателей. Важно сочетать сложную графику с более легким и образным визуальным рядом, тогда зрителю будет легче воспринимать информацию и ваш доклад будет иметь успех.
Миф №7. Паузы — это плохо
Бывает очень трудно убедить выступающих в том, что пауза перед началом речи необходима. Это помогает выступающему сосредоточиться и переключить внимание аудитории.
"Тридцать секунд - это много!" говорят экспериментаторы. Но Гитлер делал паузу перед началом выступления в среднем на 1 минуту 15 секунд. Таким образом он добивался того, чтобы его слушали все без исключения, и придавал вес своим словам после паузы.
Чем длиннее пауза перед важной информацией, тем значительнее событие, считают режиссеры. Хорошие ораторы не стесняются на сцене подумать, что-то вспомнить и немного помолчать, а потом снова начать говорить. Это выглядит более органично, чем когда человек бездумно болтает текст и убегает со сцены. Поэтому тренируйтесь держать паузу, это очень полезно.
Миф №8. Используйте проверенные методы
Много странных советов люди дают друг другу, говоря, что эта методика обязательно сработает. «Сколько ни представляю зрителей сидящими на кастрюлях, не получается», — жалуется человек. Оказывается, доброжелатель посоветовал такой прием как способ избавиться от волнения.
На самом деле избавиться от волнения поможет постановка цели, или сверхзадачи по Станиславскому, и перенос объекта внимания с себя на аудиторию. Вооружившись действенным глаголом, вы сможете сделать гораздо больше, чем больное воображение.
Поставить цель. Оно должно быть желанным, согревающим, эмоциональным. И вперед. Тревога останется лишь фоном.
Еще встречал совет делать, например, 10 приседаний. Или отжимания. Вреда они не приносят, но и явной пользы тоже не приносят.