По сравнению с прошлыми веками, сегодня мы живем в полном материальном благополучии и комфорте. При этом, как ни странно, растет количество самоубийств и депрессий, ощущение безысходности и бессмысленности существования. Это явление называют парадоксом прогресса: чем больше комфорт и благополучие, тем острее ощущаются отчаяние и тревога.

Предлагаем вам ознакомиться с основными идеями «Книги надежды», в которой писатель и популярный блогер Марк Мэнсон рассказывает о том, зачем человеку нужна надежда и как не попасть под влияние ее ложной версии.

Надежда может быть опасной

Надежду вселяют не только благородные герои, но и геноциды и тоталитарные режимы. Гитлер надеялся уничтожить всех евреев, чтобы наконец появились условия для процветания «высшей» арийской расы. Коммунисты, пришедшие к власти в России, надеялись рано или поздно совершить мировую революцию, чтобы весь мир принял идеи марксизма и жил в условиях равенства и братства. Зверства, совершаемые капиталистическими обществами, подпитывались надеждой на то, что все делалось ради экономической свободы и богатства.

Мэнсон цитирует Ницше, который считал, что люди должны смотреть за пределы надежды, за пределы ценностей, чтобы увидеть нечто за пределами добра и зла.

Человек будущего должен любить свою судьбу, какой бы она ни была — он называл эту любовь amor fati («любовь к своей судьбе» на латыни).

Вам нужно научиться действовать без надежды, принимая себя таким, какой вы есть, чтобы в итоге стать лучше. Надежда успокаивает и убаюкивает нас, как наркотик, и поэтому мы сочиняем рассказы, ценности, мифы и легенды о себе и окружающем мире, чтобы не жить в страхе перед неотвратимостью смерти. Но она все равно придет, от нее никто не убежит. Осознав и приняв это без страха, люди вовсе не побегут творить зло — возможно, научатся уважительно относиться друг к другу и к нашей планете.

Мир можно улучшить, только совершенствуя себя и становясь зрелым

Современный мир, по мнению Мэнсона, полон детского эгоизма: мы стремимся получить то, что нам нравится, и отказаться от того, что нам не нравится. Если это не сработает, мы реагируем как непослушные маленькие дети.

Никому не нравится дружить с эгоистом, никто не хочет с ним работать или участвовать в каком-либо другом социальном взаимодействии, потому что он не следует правилам и равнодушен к чувства других.

Мэнсон говорит об императиве Канта. Кант считал, что поскольку человек единственный во всей вселенной наделен сознанием, то его главная нравственная обязанность состоит в том, чтобы заботиться об этом сознании, развивать его и всегда ставить на первое место.

В отношении поведения философ призывает смотреть на других не как на средство достижения цели, а как на саму цель.

Когда человек лжет другим, он вводит их в заблуждение для достижения своей цели. Когда он обманывает, он делает то же самое - нарушает ожидания других разумных существ, чтобы достичь своей цели. Честность хороша сама по себе, потому что не считает людей средством, и так же хороши смирение и мужество.

Кант назвал этот нравственный императив формулой человечества, и эта формула не опирается на надежду, она обходится без нее.

Он не предлагает будущей утопии, никого не возвышает и не унижает. Никто не лучше и не хуже других, и понимание этого приходит с настоящей зрелостью.

Единственный логичный способ улучшить мир, по Канту, — это улучшить себя. Относитесь к себе и другим как к цели, а не как к средству, будьте честны, храбры и не заносчивы. Будьте честны с собой, и вы станете честны с другими. Вот как можно изменить мир — не через идеологию, религию или мечты о будущем, а через достижение зрелости в настоящем, здесь и сейчас.

Боль — неотъемлемая часть нашей жизни

Поначалу нам кажется, что хорошей работы недостаточно для полного счастья. Потом этого уже недостаточно, и мы жаждем нового дома. Когда нам надоедает дом, нам хочется отправиться в путешествие, на отдых к теплым морям. И в этом путешествии мы можем так расстроиться из-за отсутствия коктейля или другой мелочи, что уровень нашего счастья упадет, несмотря на то, что недавняя мечта об отпуске только что сбылась.

Боль постоянно сопровождает жизнь человека. А если вдруг его не хватает, искажаются представления и ожидания, чтобы из какой-нибудь мелочи получить недостающее. Как только наша жизнь улучшается в соответствии с мечтой, наши ожидания меняются, и тут мы снова чувствуем себя немного разочарованными.

Какой бы счастливой, обеспеченной и комфортной ни была наша жизнь, рано или поздно мы все равно начнем испытывать неудовлетворенность. Какие бы ужасные несчастья ни переживали люди, они не становятся с каждым днем несчастнее и вскоре чувствуют себя такими же, как и те, с кем ничего дурного не случилось.

Мэнсон считает, что вне зависимости от наших достижений и уровня жизни мы быстро приспосабливаемся к нашим ожиданиям, чтобы сохранять чувство неудовлетворенности. Это помогает найти новую надежду, новую религию или новый конфликт.

Мы видим угрозы, оскорбления или страдания там, где их нет. Поэтому стремление к полному счастью никогда не может закончиться. Более того, это явление опасно и разрушительно. Жить хорошо не значит избегать страданий, это значит страдать по действительно веским причинам. Когда мы испытываем настоящую боль, наш разум начинает работать на полную мощность, чтобы устранить хаос и неразбериху, которые к ней привели. Он оценивает случившееся и прогнозирует последствия, обучение происходит на основе полученного болезненного опыта. Когда мы избегаем боли и стресса, хаоса и беспорядка, мы становимся хрупкими и нестабильными, слишком чувствительными к малейшему дискомфорту.

Оставь глупые и эгоистичные надежды и не отчаивайся

Мэнсон советует не надеяться на лучшее, а стать лучшим. Не полагайтесь на наши знания, потому что мы только думаем, что у нас есть какие-то знания. Он советует постоянно самосовершенствоваться. Будьте более устойчивыми, сострадательными, скромными и дисциплинированными.

Он советует всем стать лучше, чем они есть сейчас, всегда относясь к другим как к цели, а не как к средству. Мы должны лелеять наше сознание и сохранять его чистым, не принося его в жертву какой-либо религии, какой бы привлекательной она ни казалась.

Мэнсон считает, что когда-нибудь люди не будут делать из каждой мелочи трагедию и считать недостаточно вкусный обед в кафе душевной травмой. Они смело войдут в зону дискомфорта, понимая, что он заставит их расти. Мэнсон верит, что когда-нибудь вместо бесконечной погони за различными удовольствиями люди будут помнить о своих обязательствах. Они научатся самоограничению, научатся требовать от себя чего-то лучшего, прежде чем требовать этого от окружающего мира.

Материал подготовлен сервисом ключевых идей бестселлеров литературы по бизнесу и саморазвитию MakeRight.ru.

Купить книгу