«Тор: Любовь и гром» выйдет на онлайн-платформах 8 сентября. Это новый фильм, входящий в Кинематографическую вселенную Marvel, и четвертый сольный фильм о герое Криса Хемсворта. Последний изумительный. Ведь формально (если не учитывать важность ролей в кроссоверах) даже у Железного человека и Капитана Америки меньше отдельных фильмов. К тому же первые две части «Тора» получились не слишком яркими — «Королевство тьмы» сейчас вообще мало кто вспомнит.

А все дело в том, что за восстановление экранной репутации Бога Грома взялся один из самых востребованных режиссеров последних лет комик Тайка Вайтити. Он отлично перезапустил историю героя в третьем фильме «Рагнарёк», добавив в сюжет свой фирменный юмор и драйв.

А вот с продолжением уже возникли проблемы, причем сразу на нескольких уровнях. В «Торе: Любовь и гром» Вайтити повторяет собственные шутки, которые тоже плохо вписываются в мрачный сюжет. И все это дополняется техническими недостатками.

Тем не менее, фильм не так уж и плох. Он неплохо развлекается, а Кристиан Бэйл играет одного из лучших злодеев Marvel.

Тор: Любовь и Гром имеет странный баланс тьмы и юмора

После событий Финала Тор решил изменить свою жизнь. Занимается медитацией, периодически помогает разным расам бороться с захватчиками (хотя иногда от его участия становится только хуже). Вскоре герой узнает, что Новый Асгард подвергся нападению некоего Горра (Кристиан Бэйл), владельца Некроклинка, убившего множество богов.

Между тем, бывшая возлюбленная Тора Джейн Фостер (Натали Портман) обнаруживает, что у нее рак четвертой стадии. Ее странно тянет к молоту Мьёльнир. В результате девушка тоже получает силы бога и решает помочь в борьбе с Горром.

Прежде чем разбирать нового Тора, давайте заглянем в фильмографию Тайки Вайтити. Все знают его как комика и сразу вспоминают «Настоящих упырей». Но если отбросить юмористическую составляющую большинства его картин, то окажется, что режиссер снимает довольно грустные истории. Так, «Охота на дикарей» и «Орел против акулы» рассказывают об одиночестве и поисках любимого человека, «Мальчик» и «Кролик Джоджо» — о разрушении детских идеалов (кстати, в обеих лентах Вайтити сам играл самых неприятных персонажей). И во многих фильмах режиссер тоже говорит о смерти: почти все его герои теряют родителей.

Это то, что поразило Тор: Рагнарёк. Бог грома фактически терял свою последнюю опору: умер его отец Один, а Асгард был разрушен. И, пожалуй, только Вайтити мог так легко показать это, сохранив веру героя (а вместе с ним и зрителя) в будущее. Хотя, возможно, Джеймс Ганн мог бы сделать не хуже, но ему дали «Стражей Галактики».

Но «Тор: Любовь и гром» в этом отношении как бы терпит неудачу. Трудно сказать, в чем именно дело: в возросших амбициях автора или в том, что режиссер в рамках громоздкой киновселенной не может быть полностью свободен в своих решениях.

Похоже, Вайтити делает то же самое. Он в шутку вспоминает мрачные события прошлого, говорит на очень серьезные темы, каждый раз разряжая их гэгами. Он умудряется шутить даже про рак. И чтобы это не звучало вульгарно и грубо.

Проблема в том, что фильм перегружен сюжетными линиями. Вспомните первого «Тора»: там героя лишили сил и отправили на Землю. Пока он знакомился с людьми и пытался снова заработать свой молот, Локи сеял хаос в Асгарде. Вот и все.

Теперь есть обратная линия Тора, злой Горр, Новый Асгард, болезнь Джейн, встреча с богами, разные планеты, воспоминания и многое другое. При этом «Любовь и гром» короче, чем большинство фильмов Marvel, и длится менее 2 часов. И в этом обилии событий постоянно скачет настроение. Так, трагедия Горра разбавлена комичными богами, любовь Тора и Джейн перемежается глупыми шутками о ревности к Мьёльниру. Режиссер также хочет уделить больше времени Валькирии, которую играет Тесса Томпсон, и заодно мелькнуть в образе самого Корга.

И в конце концов, вы просто не можете уловить какую-то одну атмосферу. Фильм постоянно скачет по локациям, жанрам и сюжетным линиям.

Режиссер часто повторяется и забывает о развитии персонажей

Если оглянуться на фильмы Тайки Вайтити, можно заметить одну важную мелочь: он никогда не ставил продолжения своих произведений. Только «Настоящие гули» стали франшизой. Но, во-первых, выпускались только спин-оффы о новых героях, а во-вторых, в них больше задействован партнер режиссера Джемейн Клемент (тот самый, что Владислав Тыкает).

И «Тор: Любовь и гром» ясно показывает, почему Вайтити не работает с теми же персонажами и сюжетами. Это просто повторяется. Все, кто смотрел фильм «Тор: Рагнарёк» (а остальным не стоит включать новую часть), увидят много знакомых шуток.

Помните театральную постановку о смерти Локи? Теперь будет то же самое и с Одином, а в кадр набегут еще несколько известных актеров. Голый зад Халка заменили голым Тором. Вместо вредного Гроссмейстера теперь мерзкий Зевс. Даже батальные сцены точно такие же, как в классическом роке, за исключением того, что играют не Led Zeppelin, а Guns'n'Roses. И продолжать можно долго.

Хотя куда более серьёзная проблема в том, что режиссёр как бы снимает отдельный фильм, забывая о том, что персонажи развиваются в рамках MCU. Во вступлении он показывает Тора как единоличника, не умеющего работать в команде. Но было уже две финальные части Мстителей, где все изменилось. Кроме того, Вайтити возвращает Джейн Фостер, вкратце объясняя историю ее отношений с Тором, но близости между когда-то влюбленными персонажами нет. Но мы уже видели их на первых картинках про Тора. То есть «Любовь и гром» лучше всего подойдет тем, кто вообще не знаком с остальными фильмами Марвел — нестыковки и повторы не будут заметны. Но такие зрители ничего не поймут в сюжете и отсылках.

И самое печальное, что попытка сделать из героини Портман нового бога грома выглядит если не провалом, то весьма робким экспериментом. Ее персонаж — талантливый ученый, который от отчаяния обратился к силе Мьёльнира. Но вместо того, чтобы сделать из женского аналога самостоятельного человека, Джейн просто превращают в нового Тора. Хочется добавить «в юбке», но у нее даже костюм такой же, как у Хемсворта. Она тут же забывает о своем интеллекте, играет мускулами и давит врагов грубой силой, придумывая на ходу «крутую фразу».

Если авторы хотели придумать новый тип женщины-супергероя, то у них это очень плохо получилось — получается, что нужно просто стать копией мужчины.

У Тора: Любовь и Гром не очень хороший экшн и графика, но отличный злодей

В последние месяцы в Сети неоднократно всплывали разговоры и жалобы специалистов на темпы создания графики при работе с Marvel. Вкратце: студия дает минимальные сроки и почти нереальные условия. Кажется, от этого пострадал и новый Тор.

Главная беда даже не в том, что многие сцены выглядят мультяшно — например, молния в руках бога-громовержца выглядит детской игрушкой. Проблема в широком использовании новой технологии Volume — когда вместо классического зеленого экрана на площадке размещают огромные плазменные панели, на которые сразу проецируется фон. Это, с одной стороны, помогает сделать действие и игру более реалистичной — раньше артистам буквально на словах объясняли, где находятся их персонажи.

Но с другой стороны, Volume частично убил работу над реальными локациями с выстроенными декорациями. А в фильме «Тор: Любовь и гром» заметно переборщить. Актеры почти все время отделены от фона и, кажется, разыгрывают очень дорогой телеспектакль. Увы, это касается даже экшен-сцен, в которых не чувствуется реальной опасности и движения. Более того, она подается еще в комедийной манере.

Возможно, даже при такой съемке картинку можно было бы как следует доработать, чтобы персонажи не выбивались из общего пейзажа. Но они этого не сделали. Исключение составляет битва с Горром. Персонаж Кристиана Бэйла вообще единственный герой, к которому нет претензий. Даже в рамках комедийного боевика он выглядит устрашающе. Более того, битва с ним была показана в черно-белом цвете, превратив действие чуть ли не в хоррор. Минимализм визуала, настроение, операторская работа, саундтрек — все идеально сочетается. Правда, увы, ненадолго. Затем картина возвращается к своему обычному суетливому повествованию.

Кстати, когда я смотрел эту сцену, в голове звучала только одна мысль: «Хочу посмотреть мрачный фильм или сериал про Горра, он достоин более 20 минут в комедии».

После премьеры многие ругали фильм «Тор: Любовь и гром», называя его одним из самых слабых фильмов Marvel. Но на самом деле она не так уж и плоха. Просто Тайка Вайтити в очередной раз доказывает, что всегда снимает только «свои» фильмы: безумно-хулиганское сочетание драмы и комедии с наивными шутками. А вот второй раз увидеть такую картину не очень интересно.