4 августа в российские кинотеатры выходит фильм «Убойный монтаж», открывавший весной Каннский кинофестиваль. Фильм поставил весьма разноплановый режиссер Мишель Хазанавичюс — создатель оскароносного «Артиста», ироничной биографии «Молодой Годар» и комедий серии «Агент 117».
Сразу стоит оговориться, что Killer Editing — это ремейк японского фильма «Зомби в одном кадре», причем очень точный, в некоторых сценах чуть ли не покадровый. Поэтому поклонники оригинальной картины вряд ли будут смеяться. Но все же первоисточник не очень известен широкой аудитории, поэтому для большинства творчество Хазанавичюса станет чем-то свежим. А как отдельное произведение «Убийственный монтаж» — очень смешной фильм, который не раз обманывает зрителя.
«Убийственный монтаж» рассказывает о проблемах кинопроизводства
Французский режиссер с японским именем Хигураши (Ромен Дюрис) снимает дешевый зомби-хоррор. Для достижения полной достоверности он пробуждает настоящих живых мертвецов, которые нападают на съемочную площадку. Актеры в истерике, кругом умирают люди, но автор не хочет останавливать работу.
На самом деле начинающего режиссера Реми (все тот же Ромен Дюрис) приглашают снять тот самый зомби-хоррор, а точнее, ремейк японского фильма ужасов. При этом автор адаптации не может ничего изменить в сюжете, вплоть до названий. Он соглашается, но процесс подготовки превращается в пытку, а когда начинаются съемки, все окончательно разваливается. Но у Реми нет права на ошибку - он должен сделать получасовую картинку без монтажной склейки, да еще и с первого дубля.
Похоже, 2022 год превращается в год кинокомедий. Так, весной вышел «Невыносимая тяжесть огромного таланта", где Николас Кейдж играет самого себя в фильме, сюжет которого сразу же обсуждается. Летом появилась «Главная роль» с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом о производстве авторских лент. А в конце июля закончился сериал HBO «Ирма Веп» о съемках новой версии «Вампиров» в 1916 году. А теперь "Убийственный монтаж".
Здесь можно только догадываться, почему это произошло. Либо с развитием стриминговых сервисов выпускается множество фильмов на любую тему, и остается только рассказать о процессе их создания. То ли во время пандемии, у авторов было время задуматься.
Причем, если в «Невыносимой гравитации» и «Главной роли» говорят о выдуманных сюжетах, то «Ирма Веп» — это ремейк фильма о съемках ремейка реального кино. Но тут можно немного сойти с ума, поэтому лучше вернуться к «Убийственному монтажу».
Также существует сложный баланс между реализмом и фантазией. Например, сюжет картины даже учитывает само существование ленты «Зомби в одном плане», хотя и в несколько измененном виде. Вот он, снятый одним кадром получасовой фильм, тот самый фильм, что показан в начале оригинала. И это то, что должен сделать главный герой. Это как ремейк внутри ремейка.
Но это всего лишь прикрытие. По своей сути «Убийственный монтаж» — это максимально честный рассказ о проблемах киносъемки. И прелесть в том, что это не какой-то шедевр, как в "Мунк", посвященный созданию "Гражданина Кейна", и не огромный провал, как в "Горе". Создатель" о "Комнате". «Убийственный монтаж» рассказывает о работе над посредственным и невзрачным фильмом, который планируется выпустить на стриминг. Зрителей может привлечь только необычная подача и прямой эфир. А все остальное — просто бездушный новодел, который изначально никому не интересен и на который мало кто посмотрит. Даже продюсер прямо говорит режиссеру не думать об этом, а просто снимать то, что ему скажут.
И это, возможно, является причиной того, что Хазанавичюс опубликовал свой снимок именно сейчас. Во-первых, это упрек бесконечным бездумным ремейкам, которые снимают и в США, и в Европе. И сарказм здесь сразу на двух уровнях. Именно в незавершенном сюжете фильма снимаются герои: здесь, например, упоминаются эксперименты японской армии, хотя действие происходит во Франции. И сам факт того, что режиссер отправил в Канны дословный ремейк, в котором также снялась актриса из оригинала, тоже кажется ироничным.
А во-вторых, Killer Montage выглядит куда актуальнее в эпоху развития стриминга, чем в 2017 году, когда вышел Zombies One Plan. Условный Netflix явно следует принципам картины: платформе нужно больше материала для наполнения библиотеки, но его качество — это уже второй вопрос. Вот и для таких сервисов с незавидной регулярностью снимают точно такие же невзрачные работы.
"Убийственный монтаж" построен очень необычно
К сожалению, ни одна рецензия на этот фильм не может быть без спойлеров. Даже во всем вышеописанном после первого абзаца синопсиса обнаруживаются некоторые тонкости. Но сюрпризов в «Убийственном монтаже» достаточно, чтобы эта информация не испортила впечатления от просмотра.
Дело в том, что картина начинается с одного и того же фильма внутри фильма. И первые 30 минут зритель видит просто пародию на плохой фильм. А потом показывают, как это создавалось и почему все так получилось.
Но это будет не просто предыстория. Рассказ о стрельбе дополняет ощущения от первой части. Наблюдая за подготовкой, можно догадаться, почему поменялись одни роли, откуда в кадре взялись другие актеры. И неожиданно легкая комедия превращается не просто в розыгрыш, а в кино-головоломку: детали встают на свои места в нужный момент, из чего вырастает веселая и живая история.
А последние полчаса буквально повторяет сюжет, но с другой точки зрения. А тут уже объясняют все странности, которые можно увидеть в начале: от положения камеры до самых нелепых реплик персонажей.
Из-за такой структуры «Убийственный монтаж» после финала сразу хочется снова включить. Хорошо, что критикам присылают копии фильмов! Увы, остальным зрителям повезло меньше.
"Убийственный монтаж" сочетает в себе разные виды юмора и драматизма
Самое сложное в рецензиях на комедии — объяснить, почему они смешные. Это как рассказывать смысл анекдота: вроде бы все понятно, но уже не весело. В случае с «Убойным монтажом» это проявляется в полной мере.
Ведь здесь юмористическая составляющая меняется как минимум дважды. Поначалу картина радует своей пародийностью – она напоминает фильм Роберта Родригеса «Планета террора», где на полном серьезе показаны плохие фильмы.
А потом все превращается в шутки о самом кинопроизводстве, столкновении культур, наглости актеров и хоррор-клише. И здесь хотелось бы отдельно похвалить автора, сумевшего не превратить эту часть в бесконечные отсылки к миру кино и не перегрузить сюжет понятными только знатокам мемами. От этого страдает и «Главная роль», и новая «Ирма Веп».
И все это подготовка к финалу. Комедийная составляющая здесь раскрывается в полной мере. Ведь получается, что зритель ждал сумасшедшего спектакля, в котором смешные сцены выпадают одна за другой. Тем более, что сами события забавны, и то, что их уже показывали, но тогда они казались просто странными.
Однако есть в «Убийственном монтаже» что-то, что не позволяет картине скатиться в откровенную шутовство. Ведь за всей забавностью сюжета просвечивает личное высказывание режиссера о творчестве. И хотя основа сценария принадлежит японцу Шиничиро Уэда, Мишель Хазанавичюс уделяет этой теме больше времени. Возможно, эта мысль была для него важнее.
Это история человека, искренне желающего создать что-то хорошее. Да он не гений и даже не мастер. Но режиссер чуть ли не единственный, кто по-настоящему горит проектом. И получается, что Killer Montage — это история о маленьком творце, которого со всех сторон теснят большие продюсеры, актеры и внешние обстоятельства. И пусть в итоге делает что-то неуклюжее, но по своим правилам.
Только название может отпугнуть от просмотра «Бойни». Но, как и в случае с «Убийственными каникулами», он не имеет ничего общего с оригиналом и лишь сбивает зрителя с толку. По сути, это остроумная комедия о мире кино, которая будет понятна любому зрителю, а к концу выдаст бесконечный поток очень смешных сцен.