Сериал от Apple TV+ и начинающего писателя Дэна Эриксона вышел в феврале 2022 года. Однако разговоры о нем не утихают до сих пор. Проект быстро продлили на второй сезон, его рейтинг на IMDb — 8,7 балла (а у финальной серии не было 9,7), на Rotten Tomatoes «Разлука» имеет 97% положительных отзывов критиков и 93% — зрителей.
Если этого мало, сериал получил 14 номинаций на телевизионную премию «Эмми». У нашумевших «Squid Game» и «Breaking» одинаковый номер, и только «Белый лотос» заработал на новинках больше.
Но, конечно, это все сухие цифры. Главное знать: «Разлука» — очень интересный сериал, сочетающий в себе детективный триллер, социальную сатиру и разговорную драму. Он словно играет на поле Черного зеркала, исследуя тему влияния технологий на человека и заставляя задуматься о свободе воли и самом понятии личности.
1. «Разлука» имеет закрученный и интригующий сюжет
Как и многие другие люди, Марк (Адам Скотт) каждое утро ходит в офис. Герой служит в Lumon Industries в отделе обработки макроданных. Но сам он совершенно не ведает, что делает: из-за вживленного в голову чипа его личность раздвоена. На работе ничего не помнит о своей жизни дома, на отдыхе забывает рабочие будни.
Марк страдает от одиночества – его жена умерла два года назад, из-за этого герой отправился на процедуру развода. Но в офисе его вроде бы все устраивает. Правда, никто не понимает, чем именно занимается весь отдел. Но Марка повышают до должности менеджера.
Основной сюжет начинается, когда к компании присоединяется новенькая Хелли (Бритни Лоуэр). Она изо всех сил старается уволиться, но ее «экстра» (личность вне офиса) не поддерживает решение. Тем временем в дом Марка приходит его бывший коллега.
Описание проекта может показаться запутанным, но если добавить деталей, то есть шанс испортить сюжет. А «Разлука» — это тот сериал, в котором лучше все узнавать самостоятельно. Примерно так же было и с "Дом со слугами" М. Найта Шьямалана, где даже трейлеры немного подпортили впечатление от первых серий.
Но можно сказать и другое. Уже никого не удивишь фильмами и сериалами с двумя сюжетными линиями: они могут рассказывать о разных персонажах, как в «Игре престолов», или об одних и тех же персонажах по нескольку раз, как в «Настоящем детективе» и «Шершнях».
В «Разлуке» обе части посвящены Марку и нет скачков ни в прошлое, ни в будущее. Но, по сути, это разные истории: отличаются не только локации и съемки, но и характер самого героя. То есть это полностью линейный сюжет, но состоящий из двух независимых линий. Можно даже провести мысленный эксперимент и оставить только одну часть сериала (любую на выбор): до самых финальных серий смотреться будет достаточно интересно.
В общем, это отличная головоломка, которую зритель вместе с персонажами должен собрать в деталях. Ведь на протяжении всего сезона мы знаем о коллегах Марка только по опыту их «интро» (личности в офисе). Поэтому приходится задуматься, что же это за люди и почему, например, экстра Хелли так противится ее увольнению.
А заодно вам предстоит разобраться, чем занимается Lumon Industries, чем занимается босс, которого великолепно играет Патриция Аркетт, который звонит на сотовый телефон коллеги Марка. А также ответить еще на многие вопросы, которые лучше даже не упоминать в тексте во избежание спойлеров.
В общем, для любителей головоломок Separation — идеальная серия. Хотя другая составляющая еще важнее.
2. Сериал критикует работу крупных корпораций
Социальная тематика в проекте раскрыта больше, чем во многих эпизодах «Черного зеркала» и других подобных историй. «Разлука» наиболее ярко показывает, что в офисе человек буквально превращается в раба. И часто он обрекает себя на такую жизнь.
Сама процедура разделения — более многослойная метафора, чем кажется на первый взгляд. И каждый может интерпретировать это по-своему. Наверняка многие проведут аналогию со скучными рабочими буднями, о которых буквально нечего вспомнить. Или с ощущениями, когда в будние дни хочется бросить до истерики, а в выходные думаешь: «Все не так уж и плохо». Или с тем, как по-разному люди ведут себя в зависимости от ситуации. Параллели можно проводить практически бесконечно.
А по корпоративной культуре "Разлука" очень жесткая. Хотя бы начиная с того, что сами рабочие не понимают, что делают. Им просто говорят, что это очень важно и полезно, и лучше не задавать вопросов. Подразделения ненавидят друг друга, а многие части компании даже не известны рядовым сотрудникам.
Руководство возведено в ранг культа, все сотрудники находятся под постоянным контролем. И все это преподносится в самом позитивном ключе. Но улыбка Трамелла Тиллмана, который играет супервайзера Мильчика, вызывает жуткое ощущение.
Хоть какую-то иллюзию благодарности создают небольшие подарки и довольно неуклюжие корпоративы. В данном случае работает, ибо интро вообще ничего не видит, кроме офиса. Но разве не то же самое происходит во многих компаниях на самом деле?
К концу социальная составляющая станет основной для сюжета. Зрители будут вынуждены думать о расслоении и о том, что буквально один человек или событие может подтолкнуть к изменениям. Но тоже лучше увидеть самому.
3. Сериал "Разлука" основан на философской драме
Если по описанию выше может показаться, что сериал получился динамичным и острым, то это не совсем так. Плюс это или минус – решать зрителям, но на самом деле событий в «Разлуке» не так уж и много: после бодрого начала сюжет сильно тормозится, а персонажи будут чаще просто болтать. чем пытаться изменить мир вокруг себя. Хотя к последним сериям темп подскакивает настолько, что на героев чуть ли не хочется кричать, чтобы они поторопились.
Но даже более медленная часть не делает сериал скучным. Во-первых, неоднозначная основа заставляет самого зрителя задуматься о нравственной составляющей сюжета. А если смотреть не один, то можно и поспорить. Кажется, речь идет о рабстве. Но человек обрекает себя на это, то есть он свободен в своем выборе. Однако через какое-то время интро становится самостоятельным человеком — у него уже есть два года другого опыта и общения с людьми. Правда, его заявление должно быть одобрено доп. Но как человек может отречься от себя?
И таких вопросов в сериале много. Особенно, когда выяснится, что отделение можно использовать и для других нужд — многие, наверное, подумают, что и сами хотели бы попробовать такое.
Однако это еще не все. Одна из важных составляющих «Разлуки», которую можно упустить из виду, — это попытка выяснить, как люди справляются со стрессом. И если история Марка достаточно очевидна, то к концу один из персонажей, показавшийся наименее интересным, раскроется с неожиданной стороны. Ведь наверняка у многих людей есть такие травмирующие воспоминания, что хочется отдать частичку себя, чтобы о них забыть. Но стоит ли отдача?
4. В "Разлуке" актеры отличные
Наверное, многие лучше знают Адама Скотта по таким комедиям, как «Парки и зоны отдыха» и «Мастера вечеринок». Конечно, он играл и драматические роли, но все же не было «той», с которой актер ассоциировался бы в первую очередь. И «Разлука» могла стать для Скотта таким прорывом.
Артист играет сразу две роли: либо он разбитый жизнью и потерянный человек, либо офисный энтузиаст, который с радостью выполняет все приказы. Это разные люди, у которых есть некоторые общие черты. Как поразительно талантливый актер может перевоплощаться за счет мимики, движений и просто осанки!
Не самых популярных звезд приглашали на другие важные роли. Не каждый зритель знает ту же Бритни Лоуэр: она играла в незаслуженно забытом сериале «Мужчина, ищущий женщину», появлялась в «Человеке будущего» и «Призраках» с тем же Адамом Скоттом. Но вот именно на ее характере держится значительная часть динамики. Зрителю легче ассоциировать себя с Хелли – с нее начинается сюжет. Героиня задает много вопросов, саркастически шутит и старается выйти из компании.
Есть, конечно, очень известные актеры на вторых или третьих ролях. Они обеспечивают узнаваемость и просто разыгрывают интересные сценки. Здесь стоит выделить Кристофера Уокена и Джона Туртурро: их сюжетная линия — самое трогательное в сериале. Этакое напоминание о простом человечестве в сложном мире.
Можно продолжать, но проще сказать так: «Разлука» — сериал с идеально подобранным актерским составом. Каждый на своем месте и создает часть атмосферы. Несмотря на то, что это редко встречающаяся Дихен Лахман из "Видоизмененный углерод" с ее загадочной внешностью.
5. "Разлука" снята очень стильно и замысловато
Трудно сказать, насколько хорошо получился бы сериал, если бы он не был так красиво поставлен. Кажется, сам сюжет уже достаточно крут, чтобы захватить зрителей — не зря ему посвящена основная часть обзора. Но «Разлукой» тоже хочется просто любоваться.
Шесть из девяти эпизодов были сняты Беном Стиллером, давно зарекомендовавшим себя как отличный провидец — вспомните, как прекрасна его «Тайная жизнь Уолтера Митти». Ифе Макардл отдали еще три эпизода, и это, увы, самые слабые места. Но в «Разлуке» сам сюжет заставил режиссеров выйти на новый уровень: две линии этого сериала были сняты самым разным образом.
Это касается не только антуража, но и самих персонажей. Создатели даже специально несколько раз показывают переход из одного состояния персонажей в другое, чтобы зритель мог лучше это заметить. Меняется оптика камеры, из-за чего человек выглядит по-другому. И вдобавок к этому он снят с других ракурсов и с другой цветовой гаммой.
Создатели «Разлуки», похоже, подсмотрели какие-то планы у «Мистера Робота». Речь, конечно же, о сценах в офисе: в кадре много пустоты, что подчеркивает, насколько персонажи маленькие и теряются в пространстве. И, кстати, по времени тоже — несмотря на то, что мир сериала кажется максимально приближенным к реальному, в рамках Lumon Industries создали атмосферу ретрофутуризма. Пищащие компьютеры с пузатыми мониторами и устаревшим интерфейсом пришли из далекого прошлого. Хотя обо всем этом знают только зрители. Герои не выходят на улицу и не понимают, какой сейчас год.
Минимализм обстановки и бесконечные белые коридоры даже заставляют задуматься, не шутит ли Стиллер с Apple, которая прославила сдержанный стиль и светлые тона? Если так, то это вдвойне иронично — учитывая платформу, на которой вышел сериал.
Но важно другое: как только герои покидают офис, все правила отменяются. Кадр уже не столь геометрически точен, обстановка выглядит более хаотично, а персонажи одеты во что угодно, что противоречит офисному стилю (самый разительный контраст Туртурро покажет ближе к концу). То есть сам визуальный ряд помогает зрителю прочувствовать жизнь и чувства героев, дополняя и без того интересный сюжет.
«Разлука» уже попала в списки лучших сериалов за первое полугодие в некоторых издательствах. И это звание заслуженное: авторам удалось ярко и увлекательно преподнести необычную и довольно сложную идею. Проект поднимает важные темы, но не уходит в нравоучения, а заставляет зрителя самому решить, на чьей он стороне.
Единственное, что нужно иметь в виду: «Разлука» изначально задумывалась как сериал на несколько сезонов, поэтому не на все вопросы будут даны ответы в финале. Придется ждать продолжения.