27 мая на стриминговом сервисе Netflix вышло продолжение одного из самых популярных проектов последних лет «Очень странные дела». По уже сложившейся традиции платформа не выпустила весь сезон: зрителям показали семь серий, а 1 июля появятся еще две. Об этом лучше помнить заранее, так как действие заканчивается буквально на полуслове. Более того, финал обещают превратить почти в полнометражный фильм: каждая из серий будет длиться по 2 часа.

А сейчас хронометраж серий варьируется от 60 до 100 минут. Все дело в том, что создатели проекта, братья Даффер, получили от Нетфликс практически неограниченные возможности: в каждую серию они вкладывали по 30 миллионов долларов — вдвое больше, чем в финале «Игры престолов». И «Очень странные дела» наглядно показывают, куда ушли деньги: сериал выглядит очень стильно и красиво.

Но это же привело и к главной проблеме: Дафферы привезли новых героев и оставили всех старых. Так что теперь в сериале слишком много сюжетных линий, и некоторые из них просто мешают.

Темы сериала «Очень странные дела» стали более серьезными

В финале 3 сезона шериф Хоппер пожертвовал собой, чтобы закрыть проход на «обратную сторону», а Одиннадцать победила монстра, но потеряла свои силы. Джойс забрала девочку и сыновей и ушла от Хокинса. Однако в финале было показано, что Хоппер жив и застрял в тюрьме в СССР.

В начале четвертого сезона Одиннадцать и Уилл учатся в новой школе, но никак не могут подружиться. Над странной девушкой издеваются за ее поведение и эмоции. Дастин и Майк присоединились к Hellfire, Dungeons & Драконы, которыми руководит местный чудак Эдди. Лукас увлекся баскетболом и все меньше и меньше общается со своими друзьями. А Макс после смерти брата замкнулась в себе и мучается от ночных кошмаров.

Основное действие начинается сразу с нескольких событий. Чирлидерша и девушка капитана баскетбольной команды загадочно погибает во время встречи с Эдди. Джойс получает письмо из СССР с предложением выкупить Хоппера. И доктор Сэм Оуэнс приходит на Одиннадцатую. Он предлагает девушке вернуть свои силы и помочь в борьбе с самой большой угрозой.

Приятно видеть, что «Очень странные дела» избегают проблем многих долгосрочных проектов, особенно тех, которые ориентированы на подростков. Часто персонажи застревают в одном возрасте и статусе, раз за разом решая одни и те же вопросы. Хотя сериал братьев Даффер формально посвящен сражениям с монстрами и отсылкам к классике ужасов, это также отличная энциклопедия подростковых проблем.

Так, в первом сезоне речь шла как раз о становлении детей и их трудностях, в следующих двух рассказывали о первой любви и укреплении их статуса. Теперь темы более серьезные. В случае с Одиннадцатым демонтируется запугивание, что приводит к чрезмерной агрессии. Лукас хочет выглядеть старше своих старых друзей. Макс действительно страдает от посттравматического стрессового расстройства.

Более того, Дафферы даже превращают главного монстра сезона в отражение личных переживаний. Векна (существо снова будет названо в честь персонажа Dungeons & Dragons) нападает на тех, кто подвергся насилию, мучается чувством вины или просто понес утрату. Это даже чем-то напоминает «Оно» 2017 года, где Пеннивайз был сделан таким же отражением человеческой жестокости.

Хотя есть в этом подходе и недостаток: образ большинства героев не изменен. И если забавные Дастин и Стив выглядят в своих образах так же естественно, то Уилл и Майк, изрядно повзрослевшие с детскими прическами, выглядят довольно комично.

Однако основная проблема заключается в другом.

В сериале слишком много персонажей

Еще с первого сезона «Очень странные дела» разбиты сразу на несколько линий. Джойс и Хоппер искали Уилла, а друзья мальчика познакомились с Одиннадцатью. Далее в проект стали добавляться персонажи: появился энергичный Макс, а за ним ироничный Робин.

Но к четвертому сезону это привело к проблеме: уже слишком много знакомых персонажей. А ещё к ним добавляют с десяток новичков, и каждая компания выделяет свою сюжетную линию. Сейчас «Очень странные дела» состоят из пяти разных историй, а то и больше: одна группа может на время разделиться.

Кажется, это нельзя назвать серьезным недостатком, просто серия растет. Но некоторые строки просто не нужны. Есть, например, баскетболисты, которые хотят отомстить Эдди за смерть своей девушки, не понимая, что он не виноват. Но на самом деле эти герои вообще ни на что не влияют и исчезают так же нелепо, как и появляются. Возможно, они нужны только для того, чтобы показать развитие Лукаса. А если подумать, то среди полноценных новых персонажей нет ни одного, который мог бы сравниться по яркости с тем же Робином. Все они просто функции.

Но еще хуже со старыми друзьями. На самом деле здесь важны два основных сюжета: приключения основной команды, которая разбирается в загадочных смертях, и возвращение Одиннадцатого в лабораторию. Но кроме этого есть еще история братьев Байерс и Майка. И среди этой троицы самый ненужный Воля. Он просто следует за своими друзьями весь сезон.

И самое странное, что спасение Хоппера, которое многие считали главной темой сезона, превратилось в самостоятельный мини-сериал. Бывший шериф пытается выбраться из тюрьмы, пока к нему летят Джойс и ее вечный помощник Мюррей. Эта часть столь же забавна, сколь и бессмысленна.

Пока что сюжет еще предстоит понять. Но если Дафферы не уберут часть персонажей и перестанут добавлять новых, к заключительному пятому сезону «Очень странные дела» превратятся в хаотичную мешанину мешающих друг другу сюжетов.

Но крутые кадры и отсылки компенсируют это

«Очень странные дела» — это не просто подростковый ужастик, действие которого происходит в 80-х. Это буквально собрание всех популярных тем и событий поп-культуры той эпохи. Знатоки и просто любители уже давно ищут отсылки к фильмам, песням и даже реальным событиям в сценах и фразах.

Новый сезон в этом плане радует не меньше предыдущих. При этом создатели не перегружают действие отсылками, его можно смотреть даже не зная классики. Но зато те, кто интересуется слэшерами, сразу заметят, что теперь в героях часто упоминаются маньяки: то реально существующий Тед Банди, то Майкл Майерс из "Хэллоуина" . А затем в кадре появится Роберт Инглунд, которого все помнят по образу Фредди Крюгера в «Кошмаре на улице Вязов». Кстати, в «Очень странных делах» он выдаст одну из самых сильных сцен сезона. Жаль, что коротко.

Более того, любопытно, что момент встречи с его героем в постановке явно копирует «Молчание ягнят» — триллер, который, как считается, во многом убил интерес к слэшерам. Запечатлейте и реальные события из истории США. Например, панический страх перед всевозможными культами, когда даже безобидные игры обвиняли в «нравственном разложении» детей. И сразу несколько самых эмоциональных сцен будут завязаны на известные песни.

При этом гораздо важнее то, что к четвертому сезону «Очень странные дела» окончательно превратились в сериал, в котором постановка буквально каждой сцены завораживает. Даже проблема с сюжетными линиями не так раздражает, когда параллельно показываются два, а то и три события: например, развязка игры в Dungeons & Драконы и финал баскетбольного матча.

Съемки усложняются, поэтому даже такие простые сцены, как побег Одиннадцати из лаборатории или нападение спецназа на Уилла и его друзей, выглядят захватывающе. В первом случае камера совершает невероятные повороты и вращается на 360 градусов. Во втором полностью отказываются от монтажа, показывая двухминутное действие так, будто в доме присутствует сам зритель.

Конечно, иногда кажется, что сами творцы слишком наслаждаются своим талантом. Поэтому красивые сцены задерживаются. Не в каждой серии нужен более часа хронометража, при "пьяном" просмотре к концу можно устать. Но этот сезон обязательно разойдется по отдельным роликам, которые порадуют красотой.

Такое ощущение, что «Очень странные дела» приближаются к финишу. После двух масштабных серий в июле останется только последний сезон. Поэтому сериал превращается в масштабную сагу с огромным количеством героев и глобальными проблемами. Увы, это приводит к перегруженности и даже хаосу. Но все же серьезные темы и красота компенсируют почти все недостатки.