10 февраля в российские кинотеатры выходит новый фильм Кеннета Браны с ним в главной роли. Это вторая работа режиссера по романам Агаты Кристи о приключениях бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.

Как и «Убийство в Восточном экспрессе», вышедшее в 2017 году, «Смерть на Ниле» — один из самых известных сюжетов в истории детективного жанра. Оба романа много раз экранизировались, и многие зрители наверняка уже заранее знают, чем все это закончится.

«Смерть на Ниле» очень долго шла в кинотеатрах. Сначала выход был отложен из-за пандемии, а затем из-за неприятного скандала, фактически разрушившего карьеру ключевого актера фильма Арми Хаммера.

Дисней оказался перед дилеммой: переснять все сцены с Хаммером или выпустить картину позже, когда дискуссии немного улягутся. В итоге боссы студии выбрали второй вариант. За это время Кеннет Брана успел снять свой самый личный и, по мнению многих критиков, лучший фильм — автобиографическую драму «Белфаст», которая сейчас претендует на «Оскар».

Изменения в сюжете и сентиментальный Пуаро

События переносят зрителей в 1930-е годы. Детектив Эркюль Пуаро отправляется в долгожданный отпуск в Египет. К нему за помощью обращается богатая и невероятно красивая светская львица Линнет Риджуэй. Она просит детектива спасти ее и ее мужа Саймона от преследования ее бывшей девушки Жаклин де Бельфор. Девушка была невестой Саймона, но он бросил ее ради Линнет.

Чтобы спастись от Джеки, молодожены садятся на роскошный теплоход «Карнак», который совершает семидневное путешествие по Нилу. Там, кроме Пуаро, их сопровождают многочисленные родственники и друзья. Но девушка-сталкер тоже как-то оказалась среди пассажиров. Очень скоро на борту происходит убийство, и известному сыщику предстоит докопаться до того, кто его совершил.

Учитывая, сколько раз история была адаптирована для экрана и сцены, понятно, почему сценарист Майкл Грин вводил в повествование дополнительных персонажей и вообще придумал много нововведений. Например, в оригинале друг Пуаро, мсье Бук, не участвовал в событиях, а его матери Юфимии вообще не было в книгах. Кроме того, Грин основательно переработал некоторых других героев Кристи.

Еще одна новинка — персонаж Пуаро сильно изменился по сравнению с книгами и предыдущими экранизациями. Из сыщика, не знающего ошибок, он превратился в трагическую и задумчивую фигуру. Но он не утратил своей фирменной самоиронии и игривого обаяния.

Чтобы добавить еще большей глубины знакомому образу, авторы даже решили использовать флешбеки, чтобы рассказать, почему сыщик носит усы. Кстати, забавный факт: по сравнению с "Убийство в Восточном экспрессе" они как-то стали менее впечатляющими (только посмотрите, как грандиозно они выглядели на предыдущей картинке и как сейчас кажутся скромными и аккуратно).

Менее звездный состав, чем в прошлый раз

Как и в прошлый раз, Брана собрал вокруг себя впечатляющий актерский состав. Хотя, справедливости ради, в «Убийстве» действительно снимались первоклассные звезды: Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Оливия Колман, Джонни Депп, Мишель Пфайффер.

Актерский состав «Смерти на Ниле» несколько скромнее. Помимо опального Арми Хаммера массовый зритель обязательно узнает красавицу Галь Гадот, известную по роли Чудо-женщины. Еще одним хитом для Браны стала восходящая звезда сериала «Половое воспитание» Эмма Маккей. Недавно она блистала в шикарной мелодраме «Эйфель».

Среди второстепенных персонажей выделяется Летиция Райт — Шури из «Чёрной пантеры». И по странному стечению обстоятельств ее репутация тоже была подмочена, хотя и не так серьезно, как в случае с Хаммером. Но из-за критики вакцины от COVID-19 соцсети уже давно призывают уволить актрису. Однако это не помешало ей продолжать сниматься.

В любом случае все актеры, даже менее известные, чем Галь Гадот, играют прекрасно. И тут невольно вспоминаешь театральный опыт Брана: тем не менее он прекрасно умеет работать с эмоциями и расставляет актеров в кадре словно на сцене в лучах прожекторов.

Невероятно длинный первый акт и эффектная компьютерная графика

Но при всех достоинствах проблем с картинкой все равно хватает. Первая и самая важная – неоправданная прокрастинация. На то, чтобы показать первое убийство, у Браны уходит около 70 минут (при том, что фильм идет немногим более 2 часов).

Здесь режиссера можно оправдать тем, что за это время мы досконально знакомимся с каждым из многочисленных персонажей. Но все равно не покидает ощущение, что Брана слишком увлечен то атмосферой гламурных 30-х, то флешбеками Пуаро. Из-за этого ближе к середине начинаешь если не засыпать, то уж точно немного скучать. И только с первым убийством, когда утомительный сюжет заканчивается и собственно начинается детектив, действие оживает и возвращается интерес.

Сам фильм очень красив: роскошные египетские виды и прекрасно снятые исторические достопримечательности напоминают о классических басках, наряды персонажей в стиле 30-х очаровательны, а украшения Тиффани буквально ослепляет. .

Но при этом авторы отказались от идеи снимать настоящую текстуру в Египте (вероятно, на решение снова повлияли ограничения из-за пандемии). А все появляющиеся в кадре грандиозные монументы и бескрайние водные просторы — это декорации и графика.

Более того, хромакей на большинстве кадров действительно заметен. Обратите внимание на сцену, в которой аллигатор охотится на птиц: в ней особенно бросается в глаза компьютерная графика. И это не единственный такой момент.

«Смерть на Ниле» получилась неоднозначной. С одной стороны, это эстетическое кино с талантливыми актерами, в каких бы скандалах последние ни были замешаны. С другой стороны, в первой половине фильм жутко скучен, и развязка вряд ли удивит зрителей.

Можно пойти в кино на новую работу Браны, но вы ничего не потеряете, если дождетесь ее выхода в сети. А пока лучше оценить другой фильм режиссера – «Белфаст», которому пророчат успех на предстоящем «Оскаре».