24 декабря на стриминговой платформе Netflix вышел новый фильм от режиссера и сценариста Адама Маккея, снявшего культовый «Большой короткометражный фильм». В главных ролях Дженнифер Лоуренс и Леонардо ДиКаприо. А остальной актерский состав чрезвычайно звездный: Джона Хилл, Кейт Бланшетт, Тимоти Шаламе, Ариана Гранде, Рон Перлман, Химеш Патель, Крис Эванс и Мерил Стрип.
Причем среди этих ролей есть и совсем маленькие: например, Криса Эванса, играющего голливудского актера в минутной сцене, можно и не заметить. И этот бессмысленный переизбыток знаменитостей — одна из причин, почему западные критики жестко отреагировали на новинку. На момент написания у картинки всего 55% свежести на агрегаторе Rotten Tomatoes.
На самом деле лента очень неплохая, но чтобы получить удовольствие от ее просмотра, важно сформировать правильные ожидания. «Не смотри вверх» не имеет ничего общего с фильмами-катастрофами, такими как «День независимости» и «2012» Роланда Эммериха.
Чтобы представить, на что похожа работа Маккея, нужно мысленно соединить «Доктора Стрейнджлава» Кубрика с «Идиократией» Майка Джаджа и «Меланхолией» Ларса фон Триера. Это такой фильм-контраст: он умудряется быть легким и в то же время мрачным, жестко критикующим общество, но смехотворно смешным.
Много социальных и политических тем
Талантливый, но скромный ученый Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) и его аспирантка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) узнают, что к Земле приближается огромная комета.
Вместе с доктором Клейтоном Оглторпом (Роб Морган) астрономы решают обратиться за помощью к правительству США, но сталкиваются со скептицизмом президента Джейн Орлеан (Мэрил Стрип) и насмешками ее избалованного взрослого сына (Джона Хилл). Чиновники советуют ученым молчать и не сеять панику.
Герои по-прежнему намерены вопреки воле Белого дома донести до людей правду — если не через правительство, то через СМИ. Они ходят на телепередачи, где их тоже не воспринимают всерьез. Дибиаска, сорвавшаяся во время прямого эфира, высмеивает весь интернет, создавая унизительные мемы о женщине, а Минди моментально объективна и превратилась в секс-символ.
В итоге президент все же решает признать проблему, опасаясь репутационных издержек. Но когда правительство находится в одном шаге от уничтожения угрозы, в дело вмешивается гениальный изобретатель-миллиардер Питер Ишеруэлл (Марк Райлэнс). И его инициатива может очень плохо обернуться для всех жителей планеты.
Некоторым рецензентам не понравилось, что Адам Маккей выбрал слишком много целей для своей сатиры. Объектом критики режиссера действительно стала масса современных социальных и политических явлений.
Это и поверхностная аудитория соцсетей, которую больше волнует личная жизнь звезд эстрады, чем грядущая глобальная катастрофа, и головы, несущие с экранов откровенный бред, и самоуверенные богачи, готовые рисковать жизнью в целом. Земля ради прибыли.
Но благодаря обилию тем смотреть фильм совсем не скучно. Ведь буквально каждую минуту он выковыривает какую-нибудь новую глобальную проблему и беспощадно высмеивает ее. Хотя в сюжете будет много сатиры, рассчитанной специально на жителей США. Например, в образе типичной популистки Джейн Орлеан и ее штаба сразу угадывается фигура Дональда Трампа и некоторых других одиозных американских лидеров.
Проблема экологического кризиса под слоем сатиры
При этом Маккею удалось сохранить баланс между желанием пошутить обо всем, до чего он успел дойти, и довольно мрачным подтекстом. Ведь комета, несущаяся к Земле, — очевидная метафора абсолютно реального экологического кризиса.
Ученые уже давно говорят о глобальном потеплении и о том, что у человечества осталось не так много времени, чтобы остановить изменение климата, прежде чем оно станет необратимым. А если подумать, насколько достоверно в фильме показана реакция людей на государственном, корпоративном и индивидуальном уровнях, становится по-настоящему страшно.
В то же время сюжет прекрасно отражает тот уровень безумия, который человечество обычно порождает в ответ на любой кризис. Так, в одном из моментов герои недоумевают, почему людям, похоже, наплевать на грядущий апокалипсис.
Чтобы ответить на него, достаточно вспомнить, как некоторые реагировали (и продолжают реагировать) на пандемию коронавируса: требовали от ученых доказательств очевидного, впадали в отрицание или строили странные теории заговора.
Оптимистичный и трогательный финал
Ближе к концу сатирический тон фильма меняется на трагический и даже немного сентиментальный. Перефразируя известного киногероя, Маккей призывает вас обращаться к свету в темные времена, а именно к вашей семье и друзьям.
Эти удивительно теплые сцены словно напоминают, что даже в этом сумасшедшем мире всегда найдется место, где тебя поймут и примут. И что обязательно найдутся люди, способные противопоставить жадности и невежеству любовь и здравомыслие.
Наверное, «Не смотри вверх» не понравится тем, кто, глядя на внушительный список актеров, а особенно на имя Леонардо ДиКаприо, ожидал от картины слишком многого. Но как интересный жанровый эксперимент фильм получился отличный. Он понравится тем, кто скучает по хорошей смелой сатире, а в конце даже заставит кого-то прослезиться. И если не энтузиазма, то хотя бы внимания к себе, он точно заслуживает.