«Армия воров», приквел к «Армии мертвецов» Зака Снайдера, выходит на Netflix 29 октября. Сюжет фильма раскрывает предысторию Людвига Дитера, лучшего грабителя, вскрывшего сейф в казино в первой картине.
Режиссёром ленты выступил исполнитель главной роли Матиас Швайгхофер. Это далеко не первая его работа: ранее актер поставил несколько комедий в родной Германии. И играл везде.
Отчасти стиль Швайгхёфера является главной проблемой Army of Thieves. Новая картина больше похожа на классический европейский фильм об ограблениях, чем на яркую поездку Снайдера. Один раз посмотреть интересно, но сюжет быстро улетучится из головы.
Классические приключения и шаблонные герои
Модест Себастьян (Маттиас Швайгхофер) работает в банке, а в свободное время записывает ненужные видео на YouTube, где рассказывает о сложнейших сейфах. Его жизнь скучна и давно превратилась в повторение одних и тех же событий. Но однажды таинственный незнакомец приглашает Себастьяна на соревнование грабителей. Герой побеждает и его приглашают в команду.
Новые друзья во главе с Гвендолин (Натали Эммануэль из «Игры престолов») планируют взломать три подряд сейфа великого мастера Вагнера. Причем преступники делают это не только ради наживы, они еще и хотят прославиться.
Буквально с первых же сцен «Армия воров» напоминает традиционные фильмы о разбоях. Есть какая-то почти невыполнимая задача, за которую берутся смелые профессионалы. Команда состоит из типичных персонажей: идейный лидер, скромный гений и даже грубый наглец, который в какой-то момент все портит. А еще есть динамичный сюжет, в котором герои перемещаются из одной красивой локации в другую и придумывают разные схемы.
Вот только в целом по картине авторы не покажут ничего, что отличало бы «Армию воров» от других подобных картин. Скорее наоборот. Все останется в рамках клише. В первую очередь это касается мотивации персонажей. Слишком абстрактно описаны мечты Гвендолин о взломе самых лучших сейфов. Да и раскрывается Себастьян здесь еще хуже, чем в «Армии мертвецов», где он (уже под именем Людвиг Дитер) был лишь второстепенным героем.
С проработкой остальной команды дело обстоит еще хуже. Брэд Кейдж (его играет Стюарт Мартин, кажется, копирует Хью Джекмана в образе Росомахи) поступает крайне нелогично. Можно только удивляться, почему его считают крутым преступником. Затем есть водитель Рольф (Гуз Хан) и хакер Корина (Руби О. Фи). Это функциональные символы, о которых просто нечего сказать.
И это только главные герои. И зрителю также показывают преследующего их Интерпола. Более того, действия спецслужб завязаны и на личной мести преступникам. Но на эту линию отведено всего несколько минут.
Возможно, этот стереотип компенсируется динамичным драйвовым сюжетом? Да и нет. Действие действительно разворачивается очень динамично. А здесь хоть есть чем полюбоваться. Фильм снимался в нескольких странах: пейзажи Швейцарии завораживают, а гонки в историческом центре Праги порадуют всех, кто хоть раз был в этом городе.
Но сами ограбления выглядят максимально нелепо. Авторов больше заботит то, как интереснее одеть персонажей и какую еще прическу сделать Натали Эммануэль, чем действительно сложные планы по взлому очередного банка. Крутых схем и неожиданных поворотов в стиле "11 друзей Оушена" ждать не приходится.
С другой стороны, они уделяют недопустимое количество времени открытию самого сейфа, который каждый раз выглядит одинаково: герой просто прижимается ухом к двери и крутит ручки, а зрителю показывают работу механизма. Более того, не получится понять, почему следующая задача считается более сложной. Процесс такой же.
Поэтому главными достоинствами фильма останутся бодрый темп и хороший визуальный ряд: можно полюбоваться образами персонажей, посмеяться над парочкой удачных шуток и понаблюдать за погонями. Но не более.
Самовлюбленность режиссера
В «Армии мертвых» появилось почти дюжина главных героев. Причем Зак Снайдер постарался уделить всем примерно равное количество времени, раскрыв больше других только героя Дэйва Батисты. Но уже тогда было понятно, что Дитер не самый глубокий, хотя и довольно харизматичный герой.
«Армия воров» только подтверждает это. После вступления выясняется, что персонажу Маттиаса Швайггофера просто больше нечего предложить зрителю. Он до сих пор кричит, когда ему становится страшно, включает классику и протягивает руки перед открытием сейфа, застенчиво рассказывает о себе.
Возможно, картину спасла бы более интересная и индивидуальная постановка. В фильме Снайдера много недостатков, но он часто превращает действие в набор клипов, закручивая картинку на полную катушку и безумие происходящего.
Похоже, у Швайгхёфера была возможность сделать то же самое. Тем более, что его герой действует не в одиночку — можно больше времени уделить всей команде. Но автор чаще всего предпочитает снимать самого себя: в самом буквальном смысле — крупный план. Такой подход работал в его предыдущих комедийных фильмах, но здесь бесконечные выходки Себастьяна быстро надоедают.
К счастью, в некоторых сценах режиссер старается копировать стиль Снайдера, что как-то добавляет яркости и динамики. Но все же разница в подходах слишком очевидна и явно не в пользу нового фильма.
Отсылки к «Армии мертвецов»
К достоинствам «Армии воров» можно отнести правильно выстроенную связь с предыдущей картиной. С одной стороны, фильм Швайгхёфера — вполне самостоятельное произведение. Также его можно посмотреть в отрыве от боевика Снайдера, тогда зритель получит просто забавную приключенческую историю. С другой стороны, на протяжении всего сюжета они постоянно ссылаются на «Армию мертвецов».
Это касается не только самого главного героя. По ходу действия мимоходом, но регулярно, им напоминают, что в мире начался зомби-апокалипсис. А Себастьян даже видит сны, словно предсказывая будущее (несведущему зрителю они покажутся просто кошмарами). Сразу же раскрываются его желание открыть сейф в Лас-Вегасе, появление псевдонима Людвиг Дитер и многие другие подробности.
Но, пожалуй, самая остроумная и не слишком очевидная отсылка делается во время первого ограбления в сцене описания плана. Она очень иронично пародирует сюжет картины Снайдера, да и вообще типичные для таких фильмов ходы.
По поводу «Армии мертвецов», вышедшей весной 2021 года, было много споров. Некоторые зрители восхищались разнообразием зомби и странными поворотами сюжета. Другие критиковали фильм за то, что он длинный. Но обсуждалось.
Главная проблема «Армии воров» в том, что о картине просто нечего сказать. Фильм снят красиво, два часа пролетают быстро. Однако после просмотра его моментально забывают. Отчасти это не так уж и плохо: картина дополняет зарождающуюся MCU (уже планируются аниме-сериал и продолжение «Армии мертвецов») и развлекает зрителя. Большего, кажется, и не нужно. Но даже такой сюжет можно было реализовать более увлекательно.