16 сентября на российские экраны вышел один из самых ожидаемых и обсуждаемых фильмов последних лет. И это не преувеличение. «Дюна» по роману Фрэнка Герберта якобы должна объединить буквально всех зрителей. Режиссер Дени Вильнёв умеет снимать масштабно и красиво, оставаясь при этом приверженцем сложных и личных историй. В актерский состав фильма были набраны звезды первой величины. А отличный первоисточник привлекает внимание любителей фэнтези.
Именно поэтому писать что-то о новой "Дюне" - довольно бесполезное занятие. Картину по-прежнему будут смотреть все поклонники книги, режиссер Тимоти Шаламе, Оскар Айзек и Джейсон Момоа. А вместе с ними и все поклонники большого кино. Предпродажи билетов в кино в России уже бьют рекорды последних лет. И даже на утренних сеансах в четверг региональные кинотеатры не пустуют.
Тем не менее, зрители должны скорректировать свои ожидания перед просмотром. Ведь именно размах сюжета и слишком навязчивая рекламная кампания, из-за которой многие считают новую «Дюну» чуть ли не поворотным пунктом в научной фантастике, могут стать главной причиной недовольства. Скриншот был действительно великолепен. Но это просто красивый и очень медленный фильм, который к тому же обрывается на полуслове.
Лучшая экранизация, в которую не вписалась книга
Герцог Лето Атрейдес (Оскар Исаак) прибывает на планету Арракис, или Дюна, со своей наложницей леди Джессикой (Ребекка Фергюсон) и сыном Полом (Тимоти Шаламе). Им правит злой барон Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард).
По приказу падишаха-императора Лето должен заменить своего давнего врага, приняв у него власть. Но герой догадывается, что планы Дома Харконненов более сложны и опасны. Просто так власть на Дюне никто не отдаст, ведь там добывают спайс — вещество, делающее возможными межзвездные полеты.
Однако эта история не о герцоге Лето, а о его маленьком сыне Поле, который под руководством матери развивает в себе необычные способности. Есть мнение, что он вообще должен стать новым мессией. А Полу придется унаследовать титул своего отца. Только подросток, одержимый странными мечтами, сомневается в своей судьбе. Но герою придется резко повзрослеть, ведь Харконнены запланировали коварное нападение.
Ирония в том, что это пересказ почти всего фильма. Глупо было бы тут спойлерить. Ведь сюжет «Дюны» наверняка известен тем, кто читал оригинал, смотрел одну из предыдущих экранизаций или хотя бы посещал соцсети, где уже полтора года подробно обсуждается премьера.
Гораздо важнее то, что в картине недостаточно событий для масштабного фэнтези. Конечно, на экране происходит много интересного. Но Вильнёв адаптировал менее половины книги Герберта. Именно в тот момент, когда в оригинале начинаются самые удивительные сюжетные повороты, в фильм пускают титры. Как иронично говорит одна из героинь в последней сцене: «Это только начало».
Такой медленный темп — проблема не только нового фильма, но и вообще всех экранизаций легендарного произведения. Алехандро Ходоровски познакомился с ней еще в начале 1970-х. Он хотел снять фильм по мотивам «Дюны», но оказалось, что сценария хватило на целый сезон сериала. Поскольку о формате Netflix тогда и не мечтали, проект свернули. Ходят слухи, что Джордж Лукас использовал некоторые работы Ходоровски в своих «Звездных войнах».
Из-за этого версия Дэвида Линча 1984 года провалилась. У режиссера не хватило ни времени, ни возможности добавить в действие свой авторский стиль. Удачной экранизацией с натяжкой можно считать лишь мини-сериал канала Sci Fi 2000 года. Вот только бюджет проекта не позволял показать даже малой части красоты «Дюны».
Упоминание всех предыдущих версий в контексте нового фильма неизбежно. Ведь помимо необходимости соответствовать уровню книги, от Вильнёва требуется исправление ошибок прошлых версий.
Добавьте к этому рекламу, перешагнувшую все границы дозволенного: в описаниях говорится, что это «фильм, о котором будет говорить весь мир». А в результате получается какая-то слишком грандиозная картина, и на ее авторах лежит огромная ответственность.
Вот только Дени Вильнёв, похоже, не собирался ничего исправлять и доказывать. Для него экранизация «Дюны» — воплощение детской мечты, как для других посещение Диснейленда. Режиссер рассказал, что влюбился в книгу еще в 12 лет и долго не мог поверить в возможность лично взяться за постановку.
Именно поэтому он позволяет себе превратить фильм за невыносимые два с половиной часа в знакомство с миром и главными героями (в «Звездных войнах» на это выделили бы две минуты улетающего вдаль текста). Вильнёв, видимо, просто не представляет, что такая медлительность может кого-то утомить. Каждый персонаж и каждая сцена важны для него. Он даже не пытается объяснить причины происходящего на экране и само устройство вселенной «Дюны»: книгу все равно должен помнить каждый наизусть.
Но из-за этого до реального действия они доберутся только через полтора часа. И Павел начнет меняться только в самом конце. Это оставляет явное ощущение недосказанности: как будто первая «Матрица» закончилась в момент пробуждения Нео в реальном мире.
И вы ничего не можете с этим поделать. Лучше запастись терпением на пару лет вперед, а пока насладиться остальными составляющими фильма.
Экспозиция в беспрецедентном масштабе
Фанатичная любовь режиссера к оригиналу не только заставила его сбавить и без того неспешный темп повествования, но и превратила его в большого ребенка, которому даны почти безграничные ресурсы. Буквально каждый кадр «Дюны» кричит о масштабах постановки.
Но, к счастью, вкус Вильнёва развит намного лучше, чем у обычного Майкла Бэя. Режиссер не просто нагромождает на экране спецэффекты, а фактически создает целые миры. У каждой планеты здесь своя атмосфера, как в погодном, так и в эмоциональном плане. Дождливый мир Атрейдеса погружает в меланхолию, что создает еще больший контраст с жарой Арракиса. А антураж родины Харконненов словно подсмотрел в проектах Ганса Руди Гигера, работавшего с Ходоровски.
Если «Тенет» Нолана рекламировался как фильм, достойный возвращения в кинотеатры после карантина, то работа Вильнёва просто обязана быть лучшей рекламой IMAX. Даже в обычном зале каждое появление гигантского червя почти вызывает дрожь в коленях. А если сидеть перед самым большим экраном, то можно просто попасть в мир песчаной планеты.
Гораздо интереснее смотреть на плохо прорисованные спецэффекты и костюмы из предыдущих экранизаций. Так вот, в сериале 2000 года черви получились еще хуже, чем в фильме Линча. И Вильнёв на высоте в каждой детали. Например, кажется, что со старта очередного самолета в зал с экрана будет задувать песок.
При этом режиссер сохранил столь подходящую для сюжета эстетику ретрофутуризма: сумасшедшие конструкции космических кораблей соседствуют с дворцами, коврами и почти средневековыми орденами. Ведь не зря в этом мире предпочитают оружие ближнего боя. Хотя о том, что «Дюна» относится не к фэнтези, а к произведениям о технологическом будущем, постоянно напоминают. Например, треск во время схваток с включенными энергетическими щитами, который даже при просмотре создает ощущение легкого удара током.
В этом, кстати, отчасти заслуга не только картинки, но и звука. Звуковое оформление в «Дюне» — одна из важнейших составляющих. Режиссер много внимания уделял шумовой части в своих предыдущих работах, переплетая ее с музыкой лучших композиторов, в данном случае Ханса Циммера. Последний снова дополняет действо разнообразными мелодиями: от его любимых ритмичных барабанов (которые идеально сочетаются с битами) до этнических вокальных мелодий.
Об изучении костюмов и всяких приспособлений и говорить не приходится. Лучше всего это видно в образе барона Харконнена. В предыдущих экранизациях его пытались сделать просто толстым и максимально мерзким — Линч даже добавил ему кожную болезнь. Вот оно, то самое чудовище из книг: гора жира, которая двигается только благодаря силовому полю.
Он внушает не неприязнь, а почти животный страх. И в этом заслуга мастеров грима, спецэффектов и, конечно же, оператора. Грег Фрейзер если и не получит за свою работу номинацию на «Оскар», то точно получит похвалу от всех экспертов. Мало кому удается так живо снимать совершенно нереалистичные пейзажи и дома.
Можно продолжать описывать красоту съемок в новом фильме. Но лучше просто подытожить одним предложением.
«Дюна» — это два с половиной часа невероятной визуальной эстетики.
Увы, из-за той же нерасторопности сюжета фильм не успевает дойти до самых масштабных событий. Зрители ждут единственной битвы, и поставлена она очень круто. А вот гонки на червях и восстание обитателей пустыни — фрименов — лишь намекают на короткие сцены.
Самая дорогая говорящая драма
При всей крутости спецэффектов картина с бюджетом более 150 миллионов долларов во многом завязана не на графике, а на персонажах и диалогах. Это необычно для Дени Вильнёва. Если посмотреть его фильмографию, то его яркие герои часто молчали: что Кей в «Бегущем по лезвию 2049», что Алехандро в «Убийце». Режиссер всегда предпочитал раскрывать характеры действием.
В «Дюне», напротив, на фоне великолепных пейзажей персонажи разговаривают практически бесконечно. И иногда чувствуется, что с такой формой подачи Вильнёв справляется хуже, чем с визуальной стороной. Диалоги начинаются неряшливо и порой звучат как простое изложение информации. К счастью, им далеко до нолановской сухости, но все же хочется видеть больше жизни и простоты.
Значительная часть первой книги Герберта посвящена переживаниям Пола Атрейдеса: юный герой, ранее чувствовавший себя странно, оказывается в совершенно другом мире. Он ищет себя, общаясь то с родителями, то с разными наставниками. И каждый делится с ним своими знаниями и опытом. Но в романе все это происходило на фоне политических интриг, и экранная «Дюна» окончательно превращается в то, что в англоязычных странах принято называть come-of-age-drama (дословно, «драма взросления ").
Отчасти Вильнёв хочет, чтобы его похвалили за такое мужество. Ему даже удалось превратить главный блокбастер года в очень личное и эмоциональное кино. Как и «Бегущий по лезвию 2049» и «Прибытие». И здесь снова нельзя не вспомнить «Тенет», где Нолан окончательно отказался от развития персонажей в пользу концепции.
Но, пожалуй, именно драма окончательно останавливает развитие сюжета: расстановка сил ясна с самого начала, а Пол весь фильм просто ходит и пытается разобраться в себе. Но одно дело наблюдать за переживаниями Тимоти Шаламе на фоне летней Италии в фильме «Позови меня своим именем», и совсем другое — наблюдать, как герой уныло блуждает по фантастическим мирам.
Звезды, которым тесно в кадре
В «Дюне» Вильнёв, подобно Уэсу Андерсону и Адаму Маккею, превращает действие в подобие пародии для крутых актёров. Знакомые лица мелькают даже во второстепенных ролях: кто-то обещает продолжение, а кто-то просто для того, чтобы порадовать зрителя.
Из-за этого иногда даже обидно: режиссер хоть и старается дать хотя бы небольшой выход каждой звезде, но времени катастрофически не хватает. Разве что Джейсон Момоа в образе Дункана Айдахо выдает чуть ли не лучшую свою роль. А вот Герни Халлек в исполнении Джоша Бролина лишь мелькает на заднем плане, но тоже заслуживает большего.
У некоторых даже не было места. Например, Зендая, которая весь сентябрь рекламирует «Дюну» на фестивалях, провела на сайте всего четыре дня. В фильме ее персонаж Чани действительно появляется очень мало. И большую часть времени она просто призывно смотрит в камеру, приходя к Павлу во сне.
Хитрый Фейд-Раута — главный помощник барона Харконнена — пока вообще не в сюжете. Даже актер, который сыграет эту роль, неизвестен. Но именно ему предстоит перебить яркий образ Стинга из фильма Линча. А вот Дэйв Батиста, который играет Глосса Раббана, как и Скарсгард, становится лучшей экранизацией злодея. Этому персонажу идеально подходит книжное прозвище Зверь.
Но это все второстепенные персонажи. Основное действие сосредоточено на семье Атрейдес. И тут можно с уверенностью сказать, что выбор Шаламе на главную роль — явная удача для авторов. В предыдущих версиях и Кайл Маклахлан, и Алек Ньюман казались слишком взрослыми и смелыми. Но в начале действия Полу всего 15 лет, а после смерти отца герой носит его слишком большое кольцо на большом пальце (у персонажа Линча он как будто надел его на мизинец на цель).
Разумеется, в новой «Дюне» актер тоже старше своего прототипа. Но не зовите Линклейтера, который будет стрелять в подростка 10 лет, пока тот не вырастет. Тимоти Шаламе в нужные моменты сохраняет образ и повадки неуверенного в себе юнца, которому приходится слишком быстро взрослеть. При желании можно придраться только к высоте: лучше бы Пол смотрел на своих родителей и наставников снизу. А так он стоит в одном ряду и с отцом, и с Гурни, которого в оригинале вообще называли блочным. Положение спасает хрупкое телосложение. Кстати, это не мешает актеру хорошо показывать себя в экшн-сценах.
А Оскар Айзек буквально превращается в образец аристократии и благородства. Отметим, что артист буквально захватывает экраны в последний месяц. Совсем недавно он поразил эмоциональностью в «Сценах из супружеской жизни», а вскоре появится в «Холодном расчете» Пола Шредера. Но при этом Айзек не превращается в аналог столь же плодовитого Дуэйна Джонсона: во всех ролях он разный. Его Лето прекрасно балансирует между силой правителя и искренностью любящего отца.
Что касается Фергюсон, то она в очередной раз проявляет свой талант драматической актрисы. Достаточно увидеть сцену, где леди Джессика подвергает Пола испытанию: это мгновенное перевоплощение из решительной женщины в испуганную мать, едва сдерживающую истерику.
Конечно, при таком визуальном ряду «Дюна» держалась бы и без столь удачной и тонкой игры. Но именно эта троица добавляет повествованию теплоты, не позволяя сюжету превратиться в банальный набор спецэффектов на фоне истории становления героя.
Может показаться, что в тексте перечислено множество недостатков картинки, которые не дадут вам насладиться просмотром. Но это не так. Описанные проблемы — не повод пропускать этот фильм или ждать его цифрового релиза, чтобы смотреть дома. Картина поражает своим масштабом, визуальным рядом и актерами. На «Дюну» стоит сходить в хороший кинотеатр.
Просто лента остается пленницей многих факторов: сложный оригинал, из которого Вильнёв не собирается выбрасывать хоть какие-то куски, завышенные ожидания зрителей, наследие предыдущих экранизаций.
Строго говоря, понять, насколько фильм успешен, можно только посмотрев продолжение. Хочется верить, что это произойдет через пару лет. Слава богу, Warner Bros. уже заявляет, что окупаемость картины в кинотеатрах не столь важна. Также будет учтено исполнение премьеры на стриминговом сервисе HBO Max. Дальше действие перерастет в полноценную историю с неторопливым развитием, кульминацией и финалом. А пока авторы дарят зрителям красивейший и масштабный сюжет, который погружает в атмосферу, знакомит с персонажами и очень быстро прощается.