30 мая на американском канале HBO (в России — на «Амедиатек») выйдет фильм «Осло», основанный на реальных событиях 1993 года, приведших к перемирию между Израилем и Палестиной.

Продюсером фильма выступил знаменитый Стивен Спилберг, однако его режиссер и сценарист малоизвестны широкой публике. Сюжет «Осло» придумал театральный автор Дж. Т. Роджерс по собственной пьесе. Постановка впервые вышла в эфир в 2016 году и вскоре получила множество наград, в том числе престижные премии «Тони» и «Драма Деск».

Режиссером фильма стал Бартлетт Шер, также известный своими работами в театре и получивший множество наград.

Именно поэтому «Осло» выглядит не типичным политическим триллером, а камерной драмой, построенной исключительно на эмоциональной игре актеров.

Фильм будет интересен и понятен даже тем, кто не интересуется мировыми событиями. Сюжет напоминает, что иногда просто необходимо забыть о стереотипах и пропаганде и увидеть в собеседнике человека.

Удивительные реальные события

В 1993 году, во время первой палестинской интифады (восстания против израильской оккупации), супруги-дипломаты Терье Руд-Ларсен (Эндрю Скотт) и Мона Юл (Рут Уилсон) из Норвегии решают организовать переговоры между враждующими сторонами.

Во-первых, они тайно приглашают израильского профессора и министра финансов из Организации освобождения Палестины. Совершенно неожиданно они очень быстро соглашаются на многие компромиссы.

Затем дело переходит на более высокий уровень. Каждый раз кажется, что чиновники разорвут все договоренности. Но, встретившись с оппонентами лично, понимают, что надо подписывать соглашения.

На первый взгляд сюжет Осло может показаться наивным или даже надуманным. Израиль и Палестина много лет воевали, и представители этих стран принципиально отказывались общаться друг с другом.

И вдруг за счет встреч отдельных чиновников получается найти компромисс. Более того, агрессивным политикам удается понять друг друга благодаря неформальной обстановке: в свободное время они обсуждают личные дела, шутят, едят десерты.

И тем более удивительно, что все это происходило на самом деле. Сценарист Дж. Т. Роджерс через общего друга познакомился с Терье Руд-Ларсен и его женой, которые рассказали эту историю.

Конечно, за 2 часа фильм освещает основные события слишком быстро и поверхностно. Но он раскрывает саму основу, показывая, как начались переговоры и кто в них участвовал. Конечно, нельзя знать наверняка о правдивости диалогов и действий отдельных персонажей, можно полагаться только на честность авторов.

Но после просмотра у многих зрителей наверняка возникнет желание поискать больше информации о многих участниках событий. И это уже большое достижение: фильм дает отправную точку для дальнейшего изучения темы.

Камерная драма о человечестве

Даже если предположить, что значительная часть картины является вымыслом, «Осло» не теряет своего значения. Ведь само действие максимально удалено от потомства и политических заявлений.

Авторы фильма не берут ни одну из сторон, здесь нет типичных злодеев. Это картина о людях и их переживаниях.

Даже главный мотив, подтолкнувший Мону к такому смелому поступку, исключительно личный. Ее воспоминания наиболее ярко отражают ситуацию, в которой люди становятся заложниками системы и вынуждены сражаться.

Представители Израиля и Палестины сначала видят в своих оппонентах только функции, врагов из телевизора. Однако, узнав друг друга поближе за ужином, герои гораздо легче решают сложные вопросы. Поэтому сцены личных бесед выглядят максимально трогательно: персонажи из министров и дипломатов превращаются в обычных людей со своими слабостями и страхами.

Они могут ненавидеть власть своих оппонентов, но уважают своих собеседников за их профессиональные качества. Обязательно выявляются определенные семейные мелочи, вплоть до банального совпадения имен дочерей. А сладкое любят все, вне зависимости от политики и мировоззрения.

Эти простые моменты помогают героям понять друг друга, а зрителям привязаться к героям на экране и полюбить их.

И в этой серьезной картине много живых и понятных каждому шуток. Но это и неудивительно: нервничая, человек пытается разрядить обстановку, а иногда просто ведет себя нелепо.

Большой плюс «Осло» в том, что фильм показывает не совсем идеалистическую картинку. В напряженной обстановке любая неудачная фраза или даже подчеркнуто деловое поведение кажется проявлением агрессии.

Мгновенно исчезают легкость и взаимопонимание: все спорят, кричат, рвут документы и готовы отказаться от своих решений. Терье и Моне приходится каждый раз прикладывать максимум усилий, чтобы начать все сначала.

По форме театральная постановка, почти все действие происходит в одних и тех же локациях. Но именно это делает фильм таким универсальным. Даже не зная о причинах и тонкостях политических споров, интересно наблюдать за жизнью на экране. Через 2 часа большинство персонажей станут знакомыми.

И, в конце концов, история заставит задуматься: раз представители государств, которые так ненавидят друг друга, могут говорить о жизни и договариваться, то и любой другой конфликт можно решить путем диалога. Нужно просто перестать видеть в людях функции и найти в них знакомые и близкие черты.

Эстетика и отличные актеры

Подход создателей фильма к найму актеров может показаться странным. Большинство из них были выбраны по национальности их персонажей, но на главные роли норвежцев были приглашены британцы Эндрю Скотт и Рут Уилсон.

Впрочем, в этом отчасти есть и элемент узнаваемости: первый сыграл в легендарных «Шерлоке» и «Дряни», второй — в «Влюбленных», а теперь пара на съемках фильма "Темные начала" от того же HBO.

И в итоге оба актера прекрасно вживаются в свои образы. Скотт давно отошел от гротескного образа Мориарти. Он прекрасно умеет сочетать в своих персонажах напористость и черты простого растерянного человека. Актер прекрасно играет моменты, когда его герой очень хочет что-то посоветовать своим подопечным, но буквально заставляет себя молчать.

Рут Уилсон удается быть одновременно важной и незаметной в каждом кадре — именно так и должна выглядеть ее героиня. Мона кажется второстепенным персонажем, но именно благодаря ее воспоминаниям и эмоциям зритель понимает всю значимость и тревогу происходящего. Опытный в драматических ролях Уилсон передает это состояние трогательно, но без лишнего гротеска.

Много хорошего можно сказать и о других актерах. Но достаточно лишь упомянуть, что каждый из героев точно на своем месте. И если поначалу один из них выглядит неестественно и одномерно, то зрителя ждет сюрприз: персонаж раскроется.

Акцент на актерской игре, а не на постановке типичен для театральных режиссеров. Но в то же время «Осло» удается быть красивым эстетическим фильмом.

И хотя желтые и серые цветовые фильтры на сценах в Израиле и Секторе Газа могут показаться грубыми, даже здесь просматривается художественная составляющая. Только когда персонажи встречаются и разговаривают, цвета становятся более естественными. Как будто вместо мира, залитого одним цветом, они начинают видеть всю его палитру.

А в самые тревожные моменты, когда герои не знают, как себя вести, камера начинает кружить на месте под саундтрек виолончелистки Зои Китинг и ветерана серийного композитора Джеффа Руссо, заставляя зрителя так же смущаться и волноваться. Прием простой, но идеально подходящий к ситуации.

По роковому стечению обстоятельств фильм выходит на экран во время очередной эскалации конфликта между Израилем и Палестиной. Но учитывая, что фильм основан на постановке пятилетней давности, это не попытка заигрывать с актуальными темами. И важность ленты заключается не в каких-то политических лозунгах или обращении к истории.

«Осло» — трогательный камерный фильм. Он говорит о необходимости диалога и свежего взгляда в любой сложной ситуации. А еще поясняет, что даже в самых сложных ситуациях в противнике можно увидеть не абстрактного врага, а живого человека с такими же страхами и слабостями. А иногда стоит усомниться в своей безоговорочной правоте и услышать другое мнение.