На стриминговом сервисе more.tv 29 апреля стартует четвертый сезон «Рассказа служанки». Сериал основан на одноименном романе канадской писательницы Маргарет Этвуд. Правда, по книге был снят только первый сезон, а дальше сюжет строился на фантазии сценаристов.

Для начала вспомним сюжет. В ближайшем будущем люди столкнутся с серьезной проблемой: в мире рождается все меньше детей. Кроме того, власть в США захватывают религиозные фанатики. Они переименовали страну в Республику Галаад и установили там свои правила, основанные на жестокости и полном игнорировании прав человека.

Тех, кто не успел бежать в Канаду, казнили, а женщинам запретили работать и вести самостоятельную жизнь. Общество было разделено на касты, и немногочисленные плодородные девушки под страхом смерти вынуждены были рожать для важных чиновников и их жен. Таких несчастных в Галаадском обществе называют слугами.

Среди прислуги совершенно обычная женщина Джун Осборн, которая во время переворота вместе с мужем Люком и дочерью Ханной пыталась бежать, но на полпути попалась на глаза шпионам. Люку впоследствии удалось бежать, но Джун поймали, у нее забрали дочь, переодели в красную форму и отдали семье Фреда Уотерфорда. Однако девушка никак не могла вжиться в новую роль и постоянно думает о том, как выбраться из плена.

Осторожно, нижеследующий текст содержит спойлеры к событиям второго и третьего сезонов.

Во втором сезоне Джун беременеет и несколько раз пытается покинуть Галаад, но безуспешно. Но ей удается вывезти свою новорожденную девочку из страны. Сама она остается спасать старшего ребенка.

После этого героиня переходит к новому покровителю — коммандеру Лоуренсу. Он помогает ей вывезти десятки детей из Галаада. Операция проходит успешно, но самой Джун снова выбраться не удается. На этом заканчивается третий сезон.

Первая серия четвертого сезона сразу же начинается в Галааде, где раненую Джун находят сбежавшие горничные. Они выносят женщину из леса и ухаживают за ней. Выздоровев, героиня возглавляет сопротивление. И ей с подругами удается даже навредить посетителям борделя «Иезавель», куда отправляют неугодных режиму девушек.

Но затем Джун снова ловят и пытают, чтобы она выдала место, где прячутся ее союзники. Тем временем канадские друзья героини должны столкнуться с непредвиденными последствиями ее решений.

Вместо запоминающихся визуальных решений — череда мрачных сцен

По сравнению с первыми сезонами визуальное представление сильно изменилось. Когда сериал только начинался, авторы всячески старались подчеркнуть, что перед зрителями стоит антиутопия. Поэтому в кадре было много геометрических фигур, прямых линий, четкости и симметрии. Порадовал и цветовой стиль: в Галааде жители разделены на касты, и красные одеяния служанок, как и бирюзовые наряды жен, выделялись ярким пятном на общем серо-черном фоне.

Не менее впечатляющими были сцены, снятые с высоты птичьего полета, в которых служанки шли строем. Эти завораживающие кадры еще раз подчеркнули, что действия жителей Галаада были инсценированы, словно в каком-то страшном театре.

Однако, начиная со второго сезона, сериал стал постепенно меняться. Сцен, снятых сверху, становилось все меньше и меньше. Их заменили крупные планы лиц. Цветовые решения тоже не остались прежними: теперь в кадре было не так много красных мантий, зато стало больше пыли, темноты и грязи.

Наконец, в четвертом сезоне создатели придумали настолько мрачную визуальную гамму, что силуэты персонажей едва видны на экране. По сравнению со старыми сериями даже кажется, что новые серии специально снимались в каких-то жутко полутемных помещениях, чтобы насолить зрителям.

Хотя, если подумать, этому можно найти объяснение: из-за коронавируса четвертый сезон создавался в очень сложных условиях. Одновременно на сайте не могло быть много людей. Возможно, поэтому в сериале так мало воздуха и просторов, а актеров в кадре очень мало.

"Пыточное порно" и бессмысленная жестокость

Еще в первом сезоне он был полон кровавых и жестоких сцен. Например, одну из героинь (пусть и за кадром) лишили глаза, а другую за неповиновение наказали калечением половых органов. Но все это было оправдано, ведь нужно было донести до зрителей, что в Галааде к людям относятся действительно жестко, без лишней сентиментальности.

Только вот авторы как будто совсем не знают меры и идут на многое, чтобы показать страдания главного героя. В итоге «Рассказ служанки» превратился в сериал ужасов, откровенно смакующий насилие, пытки и увечья.

Надежда на то, что в новом сезоне сценаристы обойдутся без «порно-пыток», испаряется сразу. Потому что первая серия начинается с того, что девушки прижигают открытую рану Джун чем-то вроде бигуди.

Большая часть третьей серии вообще была отдана жестоким допросам героини. Проблема в том, что когда на экране столько бессмысленного насилия, страдания и смерть персонажей просто обесцениваются и не вызывают таких эмоций, как раньше. Сопереживать становится все труднее.

Доходит до смешного: в одном из эпизодов фоновых персонажей просто сбивает поезд. Это потому, что по сюжету Джун и ее подруга должны путешествовать вместе.

Те же повороты сюжета и неуязвимая Джун

В конце первого сезона хотелось верить, что героиня страдала не зря и ее злоключения рано или поздно закончатся. Но с каждой новой серией ситуация только обострялась, а положение героини становилось все более безнадежным. Причем развитие сюжета шло по той же схеме: Джун пыталась сбежать из Галаада, но ее раз за разом останавливали. Иногда это случалось даже несколько раз за сезон и при самых невероятных обстоятельствах.

В четвертом сезоне авторы как бы немного ослабляют хватку, так что героям даже удается время от времени выходить победителями. Но слишком долгое ожидание сводит радость от того, что в июне хоть что-то пошло по плану, к нулю. Более того, сразу после этого героиня снова попадается. И это вызывает только досаду: "Да уж сколько можно!"

Мир Галаада явно фантастичен, но именно мрачный реализм делал его пугающим. Теперь последнее уступило место откровенной неправдоподобности. Здесь Джун чудом выживает после страшной травмы, после которой ее тут же хватают и пытают. Но после пыток она в добром здравии и готова к бою. Затем героиня вместе со своей подругой барахтается внутри огромного молоковоза. Но как только вы выходите оттуда, вы чувствуете себя действительно хорошо.

В общем, теперь девушка напоминает героев боевиков: в прямом смысле не тонет в воде, не горит в огне. Может быть, сценаристы пытались сказать, что женщины способны на многое. Но это понятно. Но сочувствовать этой несокрушимой героине куда сложнее, чем слабой и ранимой Джун из первого сезона.

К четвертому сезону «Рассказа служанки» авторы окончательно отказались от социальной драмы и сделали из сериала весьма неправдоподобный слэшер. Смотреть его не только неприятно из-за отталкивающих сцен, но и скучно, потому что визуально мир Галаада стал совершенно темным и невыразительным. Да и жестокость теперь показана только ради самой жестокости - и это самое обидное.