Новая работа от сценариста «Логана» Скотта Фрэнка привлекла внимание в первые же дни после выхода на Netflix. Экранизация одноименной книги Уолтера Тевиса установила рекорд ежемесячных просмотров (позже побитый The Bridgertons), а рейтинги как критиков, так и пользователей по-прежнему стабильно превышают 90%.
На премии «Золотой глобус» проект получил награду в номинации «Лучший мини-сериал», а исполнительница главной роли Аня Тейлор-Джой была признана лучшей актрисой мини-сериала.
И это вполне заслуженно. Ведь Фрэнк не только очень красиво показал не самый зрелищный вид спорта - шахматы, но и создал великолепную драму о борьбе с внутренними демонами.
Сказка без злодеев
После смерти матери юная Элизабет Хармон попадает в приют. Детей там воспитывают в строгости, но без гротескной жестокости. Правда, среди препаратов, которые дают подопечным, есть сильнодействующие транквилизаторы, а у Бет с раннего возраста развивается зависимость от наркотиков.
Однажды девушка встречает дворника, который играет в шахматы сам с собой. Он берется обучать Бет, и оказывается, что она невероятно одарена в этом виде спорта. Позже уже взрослая героиня начинает участвовать в различных шахматных соревнованиях и быстро становится лидером. Теперь ей предстоит победить только советскую чемпионку. Но для этого Бет нужно справиться со своими пристрастиями к алкоголю и таблеткам.
Поначалу может показаться, что юной героине предстоит преодолеть все типичные трудности, связанные с карьерой женщины в традиционно мужском мире. Тем более, что в США 60-х годов, когда разворачивается основное действие, эта проблема была очень актуальна.
Но Скотт Франк фокусируется на чем-то совершенно другом. Если присмотреться, то антагонистов как таковых в этой истории нет. На пару минут появятся злобные агенты КГБ из СССР и приемный отец совершит несколько злодейств. Но это слишком второстепенные и формальные персонажи. Большую часть времени героиня будет встречаться только с порядочными людьми. И основная борьба происходит в ее душе. И здесь автор не склонен к чрезмерному морализаторству.
Конечно, алкоголизм и зависимость от таблеток губительны для организма, но и эти привычки не считаются абсолютным злом. Бет просто сомневается, сможет ли она стать таким хорошим игроком, если откажется от своих привязанностей. То же самое относится и к ее взаимодействию с людьми. Замкнутая девушка имеет проблемы с социализацией, но не всегда страдает от этого.
В оболочке традиционной спортивной драмы режиссер рассказывает историю взросления и поиска себя. Именно такой подход позволяет сделать совершенно типичный сюжет трогательным и захватывающим. Зрителя больше волнует не победа Бет над очередной соперницей, а ее эмоциональное состояние. Шахматы здесь служат лишь зеркалом ее проблем.
«Ход ферзем» сложно назвать полностью реалистичной историей. В сериале специально добавлена доля сказочности. Как и главная героиня «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, Бет превращается из пешки в ферзя: недаром в финале она будет ходить по улицам в белый наряд, явно намекающий на фигуру с доски. Это типичная история про "двигатель, который смог". Но такая искренняя наивность только в плюс истории.
Идеальный спорт
Автор оригинальной книги Уолтер Тевис прославился своим научно-фантастическим романом «Человек, который упал на Землю». А вот "Ферзевый ход" (хотя правильнее переводить "Ферзевый гамбит") - его более личная работа.
Автор любил шахматы и в этой книге просто признался в любви. Именно благодаря этому в романе, а затем и в сериале игра превратилась в идеальный вид спорта, где встречаются самые достойные соперники.
Бет никогда не отказывают в матче из-за ее пола или даже возраста. Во время игры соперники могут быть резкими или слишком эмоциональными, но каждый раз после матча благодарят друг друга. И даже главный страх Бет — русский гроссмейстер Василий Боргов (Марчин Дорочински) — оказывается очень достойным человеком, желающим только честной конкуренции.
И еще более интересно то, что советские шахматисты показаны здесь не только как сильнейшие игроки, но и как символ взаимопомощи. Они просто противопоставлены американским индивидуалистам, не желающим делиться своими знаниями. Что будет в финале, догадаться нетрудно. Но опять же стоит помнить: Фрэнк снимает не исторический проект, а современную сказку.
Ведь в реальности даже местные, а тем более международные соревнования выглядят гораздо жестче. Но Тевис сознательно выдумал Бет Хармон, а не взял за основу достоверную историю. Хотя трудно не заметить намеки Бобби Фишера и Ноны Гаприндашвили.
И последнее, но не менее важное: Скотт Фрэнк максимально ответственно подошел к отображению самой игры в сериале. Ведь когда-то шахматная общественность разгромила фильм «Жертва пешки» из-за несуразностей, происходящих на доске. В качестве консультантов в сериал были приглашены Гарри Каспаров и Брюс Пандольфини, которые помогли сделать игру правдоподобной. Любители этого вида спорта остались довольны, а интерес к шахматам возрос во многих странах мира.
Гораздо больше неточностей в сериале можно увидеть применительно к самому миру 60-х. И это касается и совершенно игрушечной Америки, словно сошедшей с открыток, и СССР, где ребенок разносит водку в ресторане. Но здесь автор просто пожертвовал реализмом в пользу красоты.
Потрясающие визуальные эффекты
Скотт Франк давно известен как отличный сценарист: он адаптировал роман «Достать коротышку» для фильма Барри Зонненфельда, работал с Аароном Соркиным и Стивеном Содербергом, а для фильма «Вне поля зрения» он даже номинировался на «Оскар». Но после выхода сериала «Забытые Богом», который Фрэнк поставил по собственному сценарию, стало ясно, что его режиссерский талант не уступает писательскому.
Даже если кому-то не нравится сюжет The Queen's Move, невозможно не влюбиться в его визуальную составляющую. Для начала автор взял одну из самых ярких актрис последних лет Аню Тейлор-Джой, уже сыгравшую в «Ведьме» Эггерса и «Сплите» М. Найт Шьямалан и создал для нее невероятный образ. За семь серий она успевает сменить множество нарядов и причесок.
Кроме того, у актрисы много сольных сцен с танцами, алкогольным опьянением и прочими проявлениями бунтарского характера. Все это приправлено ретро-саундтреком и отлично поставленными кадрами.
Остальные актеры только помогают ей, хотя и ярких личностей на экране хватает. Вечный фаворит Скотта Фрэнка Томас Броди-Сангстер щеголяет в ковбойских шляпах. Гарри Меллинг в очередной раз доказывает, что образ Дадли Дурсля остался в далеком прошлом: он уже блистал в триллере «Дьявол всегда здесь», и теперь не теряется на фоне других в «Ход ферзя». Список может быть длинным, но лучше просто посмотреть.
Фрэнку даже удалось визуализировать шахматы. Ход мыслей героини отражен в фигурках, которые движутся по потолку (эти моменты уже превратились в мемы). А во время матчей режиссер ставит идеально симметричную картинку и делает акцент не на самих ходах, а на эмоциях игроков. И старается обходиться без переигрываний: кажется, что большинство персонажей пытаются скрыть свои чувства. Но все же моменты, когда Бет поднимает взгляд на соперницу и тут же опускает обратно, говорят больше, чем полноценные диалоги или озвучка в других лентах.
Роман «Ход ферзем» много лет пытались перенести на экраны. В 90-е за него взялся сам Бернардо Бертолуччи, а позже экранизация могла стать режиссерским дебютом Хита Леджера. Но каждый раз все рушилось, пока за дело не взялся Скотт Франк.
Теперь можно с уверенностью сказать, что ожидание того стоило. Трудно представить кого-то на месте Ани Тейлор-Джой. А в формате полнометражного фильма вряд ли бы успели раскрыть всех персонажей, а уж тем более показать столько замечательных кадров.