На стриминговом сервисе Apple TV+ вышел полнометражный анимационный фильм ирландского режиссера Томма Мура. Его предыдущие работы «Келлская тайна» и «Песнь моря» давно завоевали любовь зрителей, были номинированы на «Оскар» и множество других престижных наград.

Мур не снимал художественных фильмов с 2014 года, а снял только эпизод «Пророка» и продюсировал «Добытчика» для Netflix. Но теперь знаменитый автор вернулся к своему стандартному стилю, который невозможно спутать ни с кем другим. А «Легенда о волках», которую Томм Мур создал вместе с художником Россом Стюартом (они уже работали над «Келлской тайной"), абсолютно не уступает предыдущим. мультфильмы и даже в чем-то их превосходит.

Это снова невероятно красивая анимация, в которой очень важные общие темы пересекаются с личными переживаниями каждого человека. И в то же время мультфильм позволяет окунуться в ирландскую мифологию.

Представляем легенды

В середине 17 века Оливер Кромвель захватил Ирландию. Чтобы защитить город Килкенни от волков, живущих в близлежащем лесу, он нанял опытного охотника Билла Гудфеллоу. Он расставляет ловушки в лесу и выслеживает хищников.

Тем временем его неугомонная дочь Робин, оставшись без матери, мечтает стать охотницей и учится стрелять из арбалета. Однажды, тайно уйдя в лес, она знакомится с необычной рыжеволосой девушкой Мейв. В бодрствующем состоянии она похожа на человека (хотя и с немного звериными повадками), а когда спит, ходит в облике волка. И теперь Робин должна убедить отца и всех вокруг, что хищники в лесу не враги и с ними не нужно воевать.

Конечно, это не все сюжетные повороты даже с самого начала сюжета. Но «Легенда о волках» — это тот случай, когда заранее карты лучше не раскрывать, действие вас не раз удивит.

При этом важно понимать, что Мур выдумывает свои сюжеты на основе древних легенд родной Ирландии — как и в предыдущих произведениях. А еще в том же Килкенни автор провел свое детство, сейчас там находится его студия Cartoon Saloon.

Его «Келлская тайна» посвящена написанию и спасению знаменитой Келлской книги — ярко иллюстрированного сборника евангельских текстов, созданного кельтскими монахами. «Песнь моря» рассказывала о мифическом народе-тюлене, которого называли шелками (или селками).

Все эти легенды мало известны зрителям из других стран, а потому каждый мультфильм становится экскурсом в прошлое родины автора. И «Легенда о волках» не исключение. Сами волкоходы, фигурирующие в этой истории, не просто оборотни. В Ирландии они были доброжелательными существами, которые могли залечивать раны и помогать в опасности, а не пожирать случайных путников.

Мур позволяет неподготовленному зрителю узнать о них немного больше, неизбежно вызывая после просмотра желание броситься изучать мифы Ирландии, а заодно немного позавидовать способностям этих очаровательных зверей.

История и конфликты

Неслучайно авторы вписывают фантастический сюжет в историческую обстановку. Вторжение Кромвеля (который здесь, собственно, и является главным злодеем) в Ирландию — отражение главного конфликта истории. Более того, это противостояние фатально и опасно для всех сторон.

Завоевание Ирландии отразилось не только в жестоком порядке города. Даже юная англичанка Робин никак не может найти свое место в жизни: ее не по своей воле перевезли во враждебный Килкенни, но детям все равно. В городе ее дразнят из-за ее иностранного акцента и странного поведения. А потом в лесу, наоборот, назовут слишком городским. Даже отец пытается сделать из нее примерную хозяйку. Вроде бы для ее же блага, но все же против ее воли.

«Легенда о волках» показывает, как люди создают конфликты даже там, где это совершенно не нужно. Это отражает потерю ирландцев как народа во время завоевания. И необычно, что борьба народов отражена здесь как противостояние человека и природы.

Кстати, это роднит мультфильм со многими произведениями Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты, и в первую очередь - с "Принцессой Мононоке". Cartoon Saloon часто сравнивают со знаменитым Ghibli, и не зря. Как и их японские коллеги, ирландцы идут своим уникальным путем, стараясь сохранить свой национальный фольклор и вписывая в детские мультфильмы очень серьезные темы.

Но дело не ограничивается явной оппозицией. Мультфильм создает контрасты буквально на всех уровнях, и здесь каждый может найти для себя близкую тему. Например, способность любознательного ребенка легко воспринимать все новое по сравнению с закостенелыми предрассудками взрослых.

При желании здесь можно даже наблюдать за противостоянием полов. Ведь женщина правит волками, а Кромвель правит городом. И Билл не хочет слушать голос своей дочери. Хотя вряд ли авторы заложили такую трактовку. Но здесь каждый, кто ищет, увидит свое.

Контрасты даже в уникальных кадрах

Не секрет, что многие любят мультфильмы Томма Мура не столько за их сюжеты, сколько за великолепную картинку, которую можно узнать буквально с пары кадров.

Еще на заре своей деятельности, создавая «Келлскую тайну», он не просто сделал очередной рисованный мультфильм. Вместе с Норой Туми, которая позже поставила «Добытчика», Мур стилизовал визуальные эффекты для той же Келлской книги. Да и в произведении "Песнь о море" картинки тоже как бы со старых рисунков.

Но именно в «Легенде о волках» у авторов было больше простора для самовыражения. Даже в зрительном ряду везде есть уже упомянутые контрасты. Город Килкенни кажется очень грубым, бледным и угловатым. Это еще яснее, когда появляются однообразные квадратные воины в доспехах. Это суровый мир железа, камня и огня.

А как наоборот - лес и его обитатели. Обилие красок, как будто они пришли с картин Винсента Ван Гога, и совершенно гладкие и мягкие детали. В городе все движения резкие, в лесу все кажется текущим: рыжие волосы хулиганки Мейв развеваются волной и даже стая волков напоминает речной ручей.

Более того, аниматорам удалось показать разное визуальное восприятие мира человеком и волком. Здесь чуть больше, чем в остальных работах Мура, чувствуется присутствие компьютерной анимации, что, конечно, совершенно не портит восприятие. Авторы буквально позволяют увидеть мир глазами волшебных существ, стремясь даже к визуализации запахов.

В результате «Легенда о волках» предлагает совершенно ни с чем не сравнимый видеоряд. Практически каждый кадр этого мультфильма кажется настоящей картинкой, даже если сделать скриншот и распечатать. Но в то же время он не кажется статичным: движущиеся объекты на заднем плане, детализированные детали и десятки других мелочей оживляют это полотно и добавляют ему глубины. И даже те, кому сюжет не покажется близким, смогут насладиться особой эстетикой мультфильма.

История о дружбе и семейной любви

И все же стоит отметить, что при всей серьезности задумки «Легенда о волках» остается легкой историей в духе творчества Pixar. Ей удается развеселить и чуть ли не довести до слез.

Дело даже не в шутках, которых здесь вполне достаточно – что один неунывающий горожанин в колодках. Да и Мейв, будучи типичным подростком, успевает развлечься и подшутить над Робином.

Прежде всего, это история о добрых чувствах, а не о ненависти. Две совершенно разные девушки решают помочь друг другу и вскоре обнаруживают, что у них много общего. Их общение смешное и трогательное одновременно.

Что еще более важно, сюжет не склонен изображать Билла как грубого патриарха, который не хочет слышать голос своей дочери. На самом деле он только идет тем же путем, что и один из героев «Песни о море»: потеряв жену, он искренне хочет уберечь ребенка от бед, принимая неверные решения только по неведению, а не со зла. .

И поэтому в финале отцу дается не только возможность осознать свои ошибки, но и позволяет прикоснуться к миру, которому он так долго сопротивлялся. Ведь даже взрослым иногда нужно понимать, что наступили другие времена.

Почти наверняка «Легенда о волках» станет одним из фаворитов предстоящего сезона наград. Томм Мур и Росс Стюарт создали великолепный мультфильм, который понравится зрителям всех возрастов. Он невероятно красив визуально и выделяется на фоне обилия компьютерной 3D-анимации. А тема жизни в ладу с природой соседствует с рассказом о любви родителей и детей. Идеальное сочетание общего и очень личного, которое обязательно зацепит любого.