На российском канале ТНТ и стриминговом сервисе Премьер выходит новый сериал, режиссером которого стал Карен Оганесян («Я остаюсь»).

Сюжет рассказывает о реалити-шоу «Выживший», куда приглашаются совершенно разные персонажи со всей России. Участников привозят в сибирскую тайгу. Ведущий Игорь Верник (его играет Игорь Верник) объясняет правила: игроки должны разделиться на две команды, победить в соревнованиях и выжить в суровых условиях. Приз в размере одного миллиона евро достанется последнему оставшемуся. В качестве неожиданного бонуса к шоу присоединяются Алексей Чадов и Александра Бортич (оба актера в роли самих себя).

Но после первого игрового дня все идет не по плану и вокруг начинают происходить ужасные события. И помощи нигде нет.

Интересная идея

Конечно, идея реалити-шоу, переходящего в историю выживания, не нова. Достаточно вспомнить зарубежный сериал «Сибирь», построенный точно по тому же принципу. Или шестой сезон "Американской истории ужасов".

Но все же тема актуальна: такие передачи никуда не делись, а зрители продолжают критиковать их за обман. «Игра на выживание» показывает переход от телешоу, когда героев окружают операторы и можно в любой момент покинуть проект, к реальным проблемам, когда рассчитывать можно только на собственные силы.

К тому же авторы бросают зрителя в самую гущу событий с середины первого эпизода. Сюжет можно упрекнуть в поспешности: не прочувствуешь самой атмосферы реалити-шоу, чтобы потом удивиться контрасту. Но все же слишком быстрый темп в таком рассказе лучше, чем необоснованная задержка в действиях.

С финала первой серии становится интересно, что будет дальше, а клиффхэнгер второй серии снова меняет правила. Здесь отчетливо чувствуется отсылка к легендарному проекту «Остаться в живых», который таким образом мотивировал зрителей вернуться к просмотру.

Главное, что в российском сериале сценаристы не перекручивают историю так, чтобы из нее не выбраться.

Но слишком неровный старт

Начало первой серии словно задает атмосферу сериала: это полная имитация реалити-шоу. Верник позирует перед камерой в роли ведущего, также регулярно мелькают в кадре операторы с аппаратурой. Даже герои периодически обращаются за помощью к съемочной группе.

Само действие прерывается рассказами главных героев о себе, якобы снятыми до начала шоу, и даже вставками, записанными на мобильные телефоны.

Но как только начинает казаться, что все происходящее будет представлено в духе мокьюментари — как это было, например, в сериале «Река» или даже в знаменитом «Ведьме из Блэр» — эта концепция просто забыл.

Такой диссонанс сбивает с толку и мешает почувствовать настроение. Стоило либо сразу отказаться от псевдодокументальности и не давать Вернику говорить прямо в камеру, либо держаться за идею до конца и строить весь сериал на субъективном взгляде участников процесса.

Хотя, похоже, в будущих сериях об оригинальном подходе уже не вспомнят, а потому его можно считать всего лишь экспериментом. Потом сериал превращается в обычный художественный фильм.

Разнообразие героев

История реалити-шоу позволила авторам показать множество разных людей, которые не встретились бы в обычной жизни. А так каждый зритель может выбрать своего фаворита.

В «Игре на выживание» представлены буквально все типажи: от бухгалтера Елены (Ульяна Лукина), анкету на которую заполнили ее друзья, и пенсионера Семена (Валерий Скорокосов) до спортсменки Виктории. (Линда Лапиньш) и боец ММА Сергей (Михаил Кремер). Понятно, что этим совершенно разным людям предстоит объединиться в сложной ситуации, и именно в тайге проявятся лучшие и худшие черты их характеров.

Идея с участием Чадова и Бортича очень остроумна. Большинство ролей достались не самым известным актерам, поэтому зритель может увидеть в них фотографа или бизнесмена. А вот над российскими топ-артистами часто шутят, будто они постоянно играют самих себя. Так почему бы не показать это на экране?

Но много клише

К сожалению, идея с разнообразием персонажей работает лишь частично. И в первую очередь это недоработка сценаристов. Кажется, что для авторов «Игры на выживание» не существует полутонов.

Боец всем командует и из-за своей наглости делает глупости. Модель щеголяет грудью и говорит, что мужчин нужно «спрашивать правильно». И тяжело смотреть на честного сотрудника ГИБДД, пошедшего на спектакль за деньги - ведь "в ГИБДД работать не просто" без ехидной ухмылки. Если кому-то таких штампов мало, то представитель кавказской национальности (он, конечно же, владелец ресторана) назовет шашлык самой необходимой вещью.

Некоторым героям все-таки дана возможность более интересно раскрыть своих характеров. Другие остаются ходячими стереотипами. Кроме того, актеры не делают всего этого. Сцены с участием Ирины Вороновой, играющей заносчивую владелицу ювелирной компании, смотреть тяжело - она только монотонно зачитывает слова.

В этом плане больше повезло Алексею Чадову и Александре Бортич. Мало того, что у них более богатый опыт съемок, так еще и не нужно перевоплощаться. Конечно, они играют не самих себя, а какие-то гротескные версии персонажей, но все же близость к реальной жизни делает персонажей живыми. Хотя звезды изначально остаются приглашенными гостями, и сюжет строится не на них.

Качественная съемка

Особенно приятно наблюдать, что уровень развития отечественных сериалов растет с каждым годом. «Игра на выживание» снималась в красивых локациях Абхазии, а потому в картине нет ощущения павильонной тесноты.

В динамичных сценах субъективная камера как бы позволяет зрителю стать участником погони или драки. Правда, иногда перебарщивают с мерцанием, пытаясь показать растерянность и панику персонажей. Но голливудское кино тоже так грешит.

Радует даже цветокоррекция: зелень природы хорошо контрастирует с приглушенными тонами в жилищах персонажей. Хотя ночные снимки могут быть слишком темными, вам придется увеличить яркость экрана.

Но есть условности и ненужные сцены

Чтобы проникнуться, иногда приходится делать существенную скидку на странные сюжетные ходы. Изначально операторы также являются участниками сюжета и зритель видит происходящее их глазами. И тут герои утверждают, что вся съемочная группа пропала. И очень сложно это осознать, потому что съемки продолжаются. Получается, что теперь это другая камера, которая находится за кадром. Вам просто нужно принять этот переход.

Дальше по сюжету будут появляться условности, в которые трудно поверить. Например, всех удивляет татуировка на пояснице молодой девушки. Как будто сейчас начало девяностых и рисунки на теле делают только представители субкультур и заключенные.

А в довершение всего покажут трехминутную драку двух обнаженных мужчин. Он не двигает сюжет и нужен просто для того, чтобы поразить зрителя смелостью авторов. Смотрите, они не постеснялись показать такую откровенную и грубую сцену!

В целом первые серии сериала оставляют довольно приятные впечатления. Сюжет действительно захватывающий, и интересно, как авторы выкрутятся дальше. Качество отснятого материала потрясающее. Смущает только обилие клише и скучные персонажи. Но есть надежда, что от этого постепенно избавятся. Главное, чтобы действие не превращалось в нагромождение сложных идей, а основывалось на целостной концепции.