6 августа в российский прокат вышел триллер «Неистовство» режиссера Деррика Борте («Звезды», «Лондонский город», «Джонсы») с оскароносным Расселом Кроу. в главных ролях. Это один из первых фильмов, которые покажут в кинотеатрах после карантина.
Во время карантина многие зрители соскучились по большим экранам, но студии, не желая рисковать, переносят крупные премьеры на более поздние сроки. Например, выход одного из самых ожидаемых фильмов 2020 года «Довод Кристофера Нолана» несколько раз откладывался из-за пандемии. Так что пока прокат, мягко говоря, не радует разнообразием, а тем более долгожданными релизами.
Предпосылка «Безумца» обещает напряжённый сюжет
Рэйчел (Карен Писториус) не мать года: она страдает от хронической усталости, тяжело переживает развод, при этом постоянно опаздывает, теряет из-за этого клиентов и уже третий раз за месяц не успевает отвезти сына в школу вовремя.
Мелкие разногласия по поводу автомобильного этикета приводят к тому, что мстительный водитель (Рассел Кроу), с которым Рэйчел поссорилась в дороге, открывает настоящую охоту на героиню и ее близких. Хуже всего то, что случайный незнакомец не собирается останавливаться и готов зайти так далеко, как ему вздумается, в стремлении проучить обидчика.
Фильм вышел на фоне довольно взрывоопасной для США политической ситуации: массовые протесты против расизма и полицейского произвола, обострившие проблемы социального и гендерного неравенства.
Герой Рассела Кроу олицетворяет часть общества, оказавшуюся не совсем готовой к принятию радикальных перемен, произошедших в мире. Она ближе по духу тем, кто уверен, что сейчас везде царит матриархат и дискриминирует вовсе не женщин, а мужчин. И он вполне мог бы присоединиться к одному из тех движений, целью которых является борьба за права мужчин.
В какой-то степени главным антагонистом фильма является гнев уставших людей (преимущественно мужчин среднего возраста), выброшенных на обочину жизни. Недаром картина начинается с жестокой сцены, в которой герой Ворона убивает свою бывшую жену и ее нынешнего партнера, а оригинальное название Unhinged переводится скорее как «эмоционально неуравновешенный», «неустроенный» или даже «злой». Но потом, к сожалению, начинаются проблемы.
Нечеткий сценарий слабо раскрывает персонажей и социальный посыл
Дело в том, что главного злодея пытаются представить жертвой сложных жизненных обстоятельств. Но прочувствовать трагедию персонажа и посочувствовать ему просто невозможно, хотя очень хочется. Ведь нам даже не рассказывают историю отношений героя и его бывшей жены.
В результате он превращается в обычную машину для убийств без ясной предыстории. Такой подход просто обесценивает все попытки создателей вложить в картину глубокий социальный подтекст.
Иногда по ходу просмотра возникает ощущение, что авторам не хватило времени на доработку сценария. Мы слишком мало знаем не только о мстительном водителе, но и о тех, кого он преследует: о героине, ее семье и друзьях.
Такой ход оправдан. Стивен Спилберг решил не показывать лицо антагониста в своем дебютном фильме «Дуэль»: по сюжету продавца за рулем легкового автомобиля преследует огромный бензовоз с размытым фигура водителя. Режиссер думал, что так будет страшнее, и был абсолютно прав.
Но в «Форсаже» это не работает. Сначала зрителей дразнят, показывая вступительную сцену убийства, обстоятельства которого до конца не выяснены, но затем о прошлом героя просто забывают рассказать.
Отличная игра Рассела Кроу спасает все
Если бы был еще один Рассел Кроу, промахи сценариста вполне могли бы стать фатальными для фильма. Но актер так старался, что в кино стоит пойти хотя бы ради его игры. Созданный им образ убедительно показывает, каким ужасным может быть человек, которому нечего терять и который десятилетиями копил обиду на других.
На этом фоне даже сюжетные ляпы вроде телефона главного героя, которым злодей завладевает как-то уж слишком нереально, кажутся не такими очевидными.
Характер Кроу непредсказуем и спонтанен. В какой-то момент он кажется непобедимым, потому что правоохранительные органы либо бессильны, либо заняты чем-то другим. Это воспринимается как очередная метафора: в условиях социальной напряженности (а протестующие в США все чаще призывают к радикальному переосмыслению работы американской правоохранительной системы) не стоит рассчитывать на помощь полиции.
Очень повезло, что фильм в итоге вышел на большой экран: смотреть погони в кинозале гораздо интереснее, чем дома. Очевидно, создатели хотели вложиться в картину и в социальный посыл. Но он потерял свою силу на этапе написания сценария и в итоге не ощущается таким мощным, как предполагалось.