На новом стриминговом сервисе Peacock (в России — на КиноПоиске HD) стартовал сериал по знаменитому роману Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Книга давно стала одной из лучших антиутопий. И многое из того, что в ней описано, уже сбылось.

Однако авторы адаптации решили сделать акцент не на философии, а на поворотах сюжета. И в итоге потеряли все идеи оригинала, заменив их лишь яркой картинкой.

Обновленная версия истории

Действие происходит в мире будущего, в городе под названием Нью-Лондон. Все жители рождаются искусственно и еще до рождения делятся на касты: от «альф», занимающих руководящие должности, до «эпсилонов», выполняющих механическую черную работу.

Само устройство общества исключает личную привязанность к кому бы то ни было, все принадлежат всем даже в сексуальном плане. Любые тревоги и переживания подавляются синтетическим препаратом «Сома», не имеющим побочных эффектов.

В центре сюжета — «альфа» Бернард Маркс (Гарри Ллойд), который, в отличие от остальных, любит уединение, и «бета» Ленина Краун (Джессика Браун-Финдли), попавшая под подозрение руководства из-за своей привязанности к один партнер.

Вместе они отправляются в парк развлечений, где живут «дикари» — люди, живущие по старому порядку. Они женятся, ревнуют, заводят детей. А заодно устраивают показательные разборки и даже стычки для заезжих гостей. И там герои встречают Джона (Олден Эренрайх), после чего меняется не только их жизнь, но и общество в целом.

Сам сюжет сильно отличается от книги. Но это неплохо, ведь антиутопия, вышедшая почти 90 лет назад, во многом устарела. И «О дивный новый мир» получает множество обновлений.

В мире будущего существует общая сеть «Индра», позволяющая не только общаться, но и наблюдать за каждым человеком. Специальные линзы сразу оценивают статус нового знакомого. В романе это определялось по цвету одежды — более четкий, но грубый ход. А идея показать «дикарей» не как представителей древних индейских племен, а как наших современников делает сюжет более острым.

В общем, у авторов были все шансы создать современную историю, соответствующую тезисам Хаксли. Более того, Оуэн Харрис, работавший над несколькими эпизодами «Черного зеркала», отвечал за постановку первых двух эпизодов. И чувствуется наследственность: у режиссера хорошо получается показывать дополненную реальность и футуристические технологии. Иногда не справляются только спецэффекты.

«О дивный новый мир» — в отличие, скажем, от «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери — отлично смотрелся бы в ремастеринге. Но беда в том, что авторы убрали идеи оригинала, а вместо этого показали самую стандартную антиутопию, которая ничем не запоминается.

Полный контроль вместо всеобщего счастья

Увы, создатели сериала «О дивный новый мир» решили сделать ставку не на рассказ об обществе, а на динамику сюжета и неожиданные повороты. Именно поэтому идеи Хаксли забываются с первых серий. Главное отличие романа от «1984» Оруэлла и других популярных антиутопий в том, что автор показал мир, где все по-настоящему счастливы. Это не общество репрессий: никто, кроме пары исключений (например, Бернара), даже не думает, что можно быть недовольным своей жизнью.

В экранизации все кажутся недовольными. Забитые эпсилоны постоянно страдают, и даже альфа и бета регулярно вызывают сомнения. Героев выговаривают за провинности, а «Индра» обеспечивает тотальный контроль. В разговорах все постоянно унижают низших, да и внутри касты конкуренция.

Идеальное общество превратилось в банальную историю репрессий. И это сразу исключает строчку, где понимал только Бернар: счастье в них было искусственно заложено.

Открытость в сексе у Хаксли тоже появилась не просто так. Он показал, что в мире, где важны только плотские удовольствия (это типично для общества потребления), другие вещи могут стать интимными и непристойными. Например, персонажи краснели при упоминании слов «мать» и «отец», но легко обсуждали своих сексуальных партнеров. А ведь это во многом похоже на современное общество, где личная информация ценнее откровенных фотографий.

В сериале секс показан сакральным, просто групповым и максимально извращенным - самая плоская интерпретация. Упоминание о родственных связях, детстве и многих других заведомо запретных темах совершенно никого не смущает.

Хуже всего то, что сериал просто забывает о самой идее общества потребления, где даже спортивные игры зависели только от дорогого оборудования. Пару раз повторяют известную фразу "Лучше купить новую, чем чинить старую", но никак ее не подтверждают.

Детектив в Мире Дикого Запада

Чтобы зритель не заскучал, в «О дивный новый мир» добавлено множество жанровых элементов. В первых же сериях появляется детективная линия, явно отсылающая к историям типа «Я, робот». Это опять-таки разрушает само ощущение идеального общества, где все на своих местах. Да и сюжет опять не укладывается в менталитет героев: им даже приходится объяснять слово «вирус», но самоубийство все воспринимают хоть и с ужасом, но как нечто очевидное .

Наконец, сюжет разваливается, когда персонажи попадают в парк развлечений. К самой идее, что «дикари» не просто живут в искусственно созданной среде, а работают на потеху публики, можно относиться по-разному. В этом есть определенная ирония. Причем умудряются высмеивать как страсть современных американцев к распродажам, так и спорные моменты классического брака.

Проблема в том, что все это слишком похоже на «Мир Дикого Запада», только без андроидов. «Дикари» изо дня в день повторяют одни и те же представления, и посетители относятся к ним с пренебрежением. И если сначала кажется, что претензия надуманная, то последующие сюжетные повороты откровенно копируют знаменитую серию-предшественник.

Все это еще больше подчеркивает, что показанный мир максимально груб и несчастен. Жители Нью-Лондона с удовольствием наблюдают за страданиями и унижениями (в книге Бернард и Ленин были потрясены, увидев кровавый обряд «дикарей»); обитатели парка постоянно злятся и ненавидят окружающих.

Единственный плюс в том, что Олден Эренрайх не похож на свой образ из «Хана Соло» и новый образ ему очень идет. А Деми Мур в роли матери Линды предстает в очень необычном для себя амплуа и моментально обращает на себя все внимание. Жаль, что мало показывают.

Мелодрама и страдания

Противопоставление идей двух миров в романе Олдоса Хаксли позволило взглянуть на недостатки как одного, так и другого общества. Неудивительно, что Линду плохо принимали среди «дикарей», а Джон чувствовал себя неуютно в Нью-Лондоне.

Контраст между искренней привязанностью к одному человеку, к которому изначально тяготела Ленина, и всеобщей доступностью сам по себе ярко отражает авторскую мысль. Но завершает экранизация рассказами о любви с первого взгляда, верности и прочими штампами.

А из истории, служившей в романе лишь фоном, делают чуть ли не главную интригу первой серии, доводя до неестественно пафосного и трагического поворота.

И это опять же создает ощущение, что отсутствие идеи пытались прикрыть раздутой мелодрамой и вселенскими страданиями. Просто уже много дорам снято в футуристическом сеттинге, так что эта хоть что-то зацепит.

Очевидно, что для хорошего старта платформе Peacock нужен хит с громким именем. И в современном мире антиутопии кажутся все более актуальными. За исключением того, что в «О дивный новый мир» упущены все важные моменты. Он копирует другие сюжеты и немного пересказывает оригинал, но слишком поверхностно, теряя хоть какую-то индивидуальность. Словно сериал снимали герои из мира книги, не привыкшие задумываться об истинном смысле.