На Netflix вышла полнометражная экранизация известного комикса Грега Хэндса «Старая гвардия» (The Old Guard, что логичнее переводить как «Старая гвардия»). Более того, автор оригинала лично работал над сценарием фильма.
Мрачный боевик переосмысливает некоторые идеи традиционных фильмов о супергероях и предлагает хорошее действие. При этом, хотя режиссер Джина Принс-Байтвуд к концу и уходит в откровенную драму, действительно глубокого сюжета здесь лучше не искать.
1. Еще один взгляд на бессмертие
Сюжет фильма, очень близкий к комиксам, рассказывает о команде из четырех наемников во главе с Андромахой Скифской (Шарлиз Терон) или просто Энди. Это опытные бойцы, выполняющие самые сложные задачи. Но есть у них и главная особенность: герои не могут умереть.
Это не означает вечную жизнь, в какой-то момент их восстановление может дать сбой, превратив неуязвимого воина в обычного человека. Но до этого всем членам гвардии предстоит прожить сотни и даже тысячи лет.
Сам сюжет, казалось бы, намекает на традиционный сюжет комиксов, и многие сразу вспомнят Росомаху из Людей Икс. Хотя со сходством имен шутить не стоит: Андромаха вообще-то относится к древнегреческой мифологии, и совпадают они только по русскому звучанию.
Но все же любители жанра не раз видели крутых бессмертных воинов. Вот только новый фильм позволяет взглянуть на свою судьбу с другой стороны. Ведь на самом деле жизнь на протяжении многих веков является скорее проклятием, чем даром.
Каждый из героев страдает от одиночества: все их близкие давно умерли и даже имена и лица стерлись из памяти. Только Джо (Марван Кензари) и Никки (Лука Маринелли) могут стать идеальными спутниками жизни друг для друга.
И это еще больше раскрывается на контрасте с Найлом (Кики Лейн), новичком в команде. Она также бессмертна. Но она еще не осознала этого, не понимает, как уйти от родных, да и вообще слишком торопится все делать.
В остальном целые десятилетия уже давно смешались в одну серую массу, и жизнь превратилась в бытие.
Эмоции достигают наибольшего накала ближе к концу, где сюжет уже отдаляется от первоисточника. Здесь режиссер Джина Принс-Байтвуд вспоминает о своей драматичности («Бессмертная стража» — ее первый боевик) и выворачивает двусмысленность ситуации на полную катушку. Даже один из злодеев уже кажется не таким мерзким. А мотивация другого члена команды, Букера (Маттиас Шонартс), неожиданна и даже трагична.
Увы, отчасти обилие таких поворотов перегружает картину. Ведь слишком мало было сказано о персонажах. Небольшие воспоминания раскрывают их переживания, но мотивация остается поверхностной.
Однако сама идея, аналогичную которой в последние годы можно было увидеть только в Логане, окупает все недостатки. То самое чувство, когда жить уже невыносимо тяжело, а умирать все равно не хочется.
2. Точная адаптация комикса
Популярная кинематографическая вселенная Marvel научила зрителей тому, что фильмы берут только идею из оригинала, но рассказывают свою собственную новую историю.
Впрочем, «Бессмертный страж» может поспорить за звание одной из самых точных экранизаций комиксов в истории кинематографа (на уровне «Хранителей» и «Города грехов»). Первые две трети фильма почти дословно пересказывают первоисточник, лишь дополняя его отдельными строчками.
Так что для тех, кто читал комикс «Руки», он может быть даже немного скучным: можно предугадывать развитие событий и даже некоторые фразы.
К сожалению, экранизация упускает из оригинала несколько важных моментов.
Во-первых, была утеряна идея ускорения времени. В прошлые века герои могли спокойно существовать гораздо дольше, не вызывая вопросов. В эпоху цифровых технологий им приходится быстрее менять местоположение и меньше встречаться с одними и теми же людьми.
Во-вторых, в комиксах все главные герои стоят за техникой. Энди не могла включить свой смартфон и ничего не понимала в передаче данных. Это кажется логичным для людей, которые живут очень долго. Только самый «молодой» Букер, которому всего пара веков, отвечал за связь с современностью. И это сыграло свою роль в сюжете.
И поэтому Найл намного больше отличалась от своих коллег. Она дитя 21 века с другим смыслом жизни и знаний. Да и в целом персонажи выглядели более цинично, что тоже логично. В адаптации отношения в коллективе теплее.
Хотя все это можно списать на разницу жанров и тонкости проработки сюжета. Не все мысли из комиксов будут успешно адаптированы. Более того, в фильме акцент был смещен на другую составляющую.
3. Отличный классический экшен
Во время пандемии, когда кинотеатры закрыты, многие зрители страдают от нехватки остросюжетных фильмов. А Нетфликс уже выпускает второй боевик (первым был шикарный «Тайлер Рэйк»), который точно понравится любителям жанра.
Шарлиз Терон за последние годы окончательно закрепила за собой звание драйвовой кинозвезды. О сюжете «Взрывной блондинки» (кстати, тоже по комиксу) можно спорить. Но бои невероятные. А о ее великолепном образе Фуриозы в последнем «Безумном Максе» и говорить не приходится.
Судя по афишам и началу фильма, ее Энди чем-то напоминает героиню «Aeon Flux» 2005 года. Но вскоре образ сменяется на более живой и будничный. И это хорошо. Вместо героев в костюмах зрителям показывают, казалось бы, обычных людей, но с очень крутой подготовкой.
По действию Бессмертный страж ближе всего к Джону Уику, хотя и проигрывает ему пару пунктов.
Здесь так же показано много рукопашных схваток, и даже пистолеты чаще используются на ближней дистанции. Для большего зрелища герои вооружены различным оружием ближнего боя: Энди сражается топором и даже топором.
Кроме того, много сцен, когда герои выходят в одиночку или вместе против толпы. Увы, авторы часто перебарщивают с редактурой. Особенно в первых боях слишком много мерцания, что мешает наслаждаться действием.
Враги здесь выглядят как безликое пушечное мясо. Увы, каких-то харизматичных злодеев добавить даже не попытались. А у главного антагониста фильма большие неприятности. У него вроде бы есть логичные мотивы, но к концу он превращается в невнятного опереточного злодея. Вряд ли вы даже сможете его ненавидеть.
Хотя отчасти он возвращает дух классических боевиков 90-х. Поэтому нет сомнения в торжестве истины. Но даже сами герои не могут ответить, добрые они или злые.
Финал «Бессмертного стража» намекает на продолжение истории. Хотя некоторые отступления от комических и драматических элементов затрудняют дальнейшее развитие. Да и вообще есть сомнения в необходимости сиквела.
Хотя режиссер добавляет драматизма в сюжет, этот фильм представляет собой типичный боевик, в котором все серьезные идеи служат лишь фоном для гротескных сражений. И лишь на время действие заставит задуматься: какой ценой дана вечная или хотя бы очень долгая жизнь? Мысль не простая и очень отрезвляющая.
Вы читали оригинальный комикс? Ждать выхода фильма? И вообще, любишь ли ты крутые боевики последних лет?