27 июня на стриминговом сервисе Netflix вышел третий сезон немецкого сериала «Тьма». Он давно завоевал любовь публики и зрителей, а в мае получил звание лучшего платформерного проекта по версии Rotten Tomatoes.

Сериал рассказывает о маленьком немецком городке Винден, рядом с которым находится атомная электростанция. Действие начинается в 2019 году, когда один за другим пропадают два подростка. Вскоре становится ясно, что это связано с путешествием во времени. Главный герой Йонас Канвальд, отец которого недавно повесился, оставив загадочное письмо, оказывается в центре фантастических событий. Ведь этот юноша — причина всего произошедшего и, пожалуй, единственный, кто может спасти мир от апокалипсиса.

Даже вкратце пересказывать все сюжетные линии «Тьмы» нет смысла — их слишком много. Недаром сериал уже давно называют одной из самых сложных историй о путешествиях во времени. Кроме того, тем, кто плохо помнит события первых сезонов, перед просмотром лучше освежить воспоминания.

Netflix уже заранее объявил, что этот сезон станет последним для «Тьмы» и завершит все важные сюжетные линии. Увы, после финала может показаться, что авторы Баран бо Одар и Янтье Фризе слишком хотели угодить зрителям и не смогли уместить все идеи в восемь серий.

Но все же необычный подход к теме, сложность повествования и сочетание фэнтези с драматизмом и философией компенсируют все недостатки.

Осторожно, следующий текст содержит спойлеры к первому и второму сезонам! Если вы не готовы это выяснить, читайте наш материал о запутанных сериалах.

Другой мир и отражения

В финале второго сезона Адам, похоже, добился своего. Он убил Марту, заставив Джонаса выбирать между тем, чтобы остаться со своей возлюбленной или спасти мир. Апокалипсис невозможно было предотвратить, что идеально вписывается в концепцию сериала: все персонажи, пытавшиеся изменить историю, лишь становились ее частью.

Но вдруг, в конце второго сезона, появилась Марта из другого мира и сказала, что случившееся можно исправить.

Может показаться, что идею параллельных вселенных авторы внедрили внезапно, нарушив собственные законы. Но те, кто присмотрелся, уже заметили намеки: измененные фотографии, отметки в календарях и имена в документах.

При этом во втором сезоне сюжет окончательно зациклился на Джонасе: он и главный герой, и собственный наставник, и (в образе Адама) главный злодей. Даже отец повесился только для того, чтобы зациклить события ради появления сына.

Вот почему в начале третьего сезона «Тьма» показывает другую версию истории. Ведь Джонас уже сознательно стремился создать вселенную, где его просто не существует.

Так почему бы не представить, что мир пошел другим путем, и некоторые люди поступили иначе? Возможно, главным героем был бы не Джонас.

При этом создатели «Тьмы» действуют и красиво, и иронично. Новый мир часто является буквальным отражением оригинала. Поэтому даже надписи на экране иногда просто зеркальны.

При этом первый эпизод под названием «Дежавю» непременно вызовет такое же чувство. Кто-то из зрителей даже запомнит момент, когда смотрел пилот сериала — слишком много повторяется.

Но «Тьма» не меняется сама по себе. Это, конечно, не просто новая история. То же самое «единство противоположностей» работает здесь по максимуму: жизнь без смерти невозможна, начало без конца. У Адама должна быть своя Ева. Зеркальный мир так же необходим, как противостояние героя и злодея. Он показывает, что в любом случае история неизбежно идет к краху.

Обманы и выбор

С самого начала сериал заиграл со зрителями. В первом сезоне казалось, что главным злодеем был Ной. Но потом он помог героям перед апокалипсисом и даже пошел против Адама. Клаудия всегда утверждала, что пытается спасти мир. Но именно она получила прозвище Белая дьяволица.

Даже заявление о том, что в третьем сезоне сюжетные линии закончатся, не совсем верно. Основное действие уже зациклено, пора для другой истории. Авторы лишь восполняют пробелы, рассказывая о том, как Джонас превратился в своего главного врага, как изменилась Клаудия и что произошло после апокалипсиса.

В этом плане «Тьма» удовлетворит всех фанатов: расскажут как о главных героях, так и о второстепенных (приготовьте платочки для сюжетной линии Ульриха).

Но на этом обманы не заканчиваются. Если вспомнить первые сезоны, в них блеснул интересный подтекст, который легко упустить: с определенного момента все главные герои знали о путешествиях во времени, но слишком привыкли что-то скрывать и врать друг другу.

Понимание мотивов героев и злодеев становилось все труднее с каждым эпизодом. Адам никому не раскрывал своих планов, а Клаудия явно играла в более сложную игру, чем казалось сначала.

Третий сезон усложняет и это. Джонас, кажется, был убежден, что историю невозможно изменить, но теперь его действия определяют существование целых миров.

Раньше герой страдал от отсутствия выбора, а теперь его мучает необходимость сделать его.

В то же время многие второстепенные персонажи поддерживают идею неизменности человеческой природы. Даже в другой истории они будут делать точно такие же вещи: лгать, изменять или, наоборот, бороться за любовь.

Путешествие во времени и новые герои

С каждым сезоном «Тьма» увеличивала количество раз существования персонажей. Изначально может показаться, что все зациклено на трех эпохах. Но потом стали добавлять более важные моменты как в прошлое, так и в будущее.

Все это запутывает и отношения персонажей, и сюжетные линии: ко второму сезону мне пришлось вспомнить, в какое время существует герой, куда он переехал и как это повлияло на события.

В третьем сезоне будет еще сложнее: заранее приготовьте лист бумаги и ручку.

Действие переносится в далекое будущее и даже в 19 век. А в одной из серий такая чехарда происходит каждые несколько минут.

Именно в этот момент начинает казаться, что авторы торопятся. Боковые линии закрываются слишком быстро и формально. Причем некоторые из них были введены прямо в третьем сезоне, их толком не объяснили и сразу доделали. Даже заинтересовавший всех в трейлере триединый персонаж так и останется чем-то странным и не очень нужным.

Но у уже знакомых героев будет еще больше воплощений. Их версии из разных времен будут дополнены аналогами из другого мира. И не только у Джонаса будут очень сложные отношения с самим собой.

Художественная литература и философия

Немецкий сериал отличается от большинства аналогов тем, что хорошая научная проработка сюжета прекрасно сочетается с идеями Ницше и даже религиозными мотивами.

Авторы «Тьмы» выбрали наиболее логичную концепцию путешествия во времени. Путешественник не может изменить прошлое, потому что оно уже произошло. Он не убьет своего деда и не создаст новый мир. Самый очевидный пример — Ульрих. Он хотел спасти детей от маньяка Хельге, но своими действиями в прошлом сам сделал из него убийцу.

И даже идея параллельной вселенной, с которой начинается третий сезон, не разрушает такой подход. Это не просто «эффект бабочки», когда одно маленькое событие меняет историю. Здесь логика ближе к знаменитому коту Шредингера, плюс идеи детерминизма, «частицы Бога» и «моста Эйнштейна-Розена».

К этому «Тьме» добавляется множество религиозных и философских отсылок. Даже название культа Sic Mundus происходит от Sic Mundus Creatus Est («Так был создан мир») — цитаты из Изумрудной Скрижали. Кстати, именно она вытатуирована на спине Ноя.

Нельзя не заметить явных параллелей с христианством – вплоть до Адама, а теперь и Евы, стоящей у истоков всего происходящего.

Но наиболее ярко сюжет отсылает к произведениям Ницше с его идеей Вечного Возвращения и Шопенгауэра. Знаменитое высказывание последнего в третьем сезоне даже цитируется.

Человек может делать, что хочет, но не может хотеть того, что хочет.

Все эти сложности нужны не только для того, чтобы запутать зрителя. Вся серия посвящена борьбе с собственной судьбой. В течение первых сезонов многие герои пытались что-то изменить и каждый раз терпели неудачу.

Это тоже в финале. Ведь никто не может заранее понять, что нужно изменить, а уж тем более как. Поэтому в последнем сезоне окончательно утрачивается деление на героев и злодеев. Очевидно, что каждый хочет «исправить» мир, но делает это по-своему.

Концепция бесконечного цикла прекрасно дополняет идеи сериала. Одни герои считают, что попасть в рай можно только бесконечно повторяя события, другие хотят разрубить этот узел и выйти из круговорота.

Но интересно, что даже те, кто чувствовал себя выше времени и всего водоворота событий, оказались такой же частью истории.

К сожалению, сама концовка наверняка вызовет у зрителей смешанные чувства. Кажется, что это слишком правильно и даже нейтрально. Это хорошо для тех, кто любит драматическую часть сериала — эмоции выкручиваются по максимуму. А вот любителям сложных понятий точно не хватит остроты.

Это ни в коем случае не ошибка или провал. Просто сериал все три сезона поражал своей смелостью. И такая осторожность в финале кажется немного игрушечной.

«Тьма» уже заняла свое место в списках лучших фэнтезийных сериалов. Третьего сезона как раз хватило, чтобы закрепить успех и четко соединить все сюжетные линии. Но авторы решили расширить сюжет, необходимость которого непременно будет аргументирована. Отчасти это хорошо, потому что самое худшее, что может случиться с произведением, — это если его не захотят обсуждать.

Но даже те, кто остался недоволен финалом, непременно оценят и динамику происходящего, и красоту съемок, которыми славится «Мрак». С помощью простых спецэффектов авторы создают множество элегантных кадров.

Можно даже сказать, что в этом сериале не так важен сам финал и результат путешествия Джонаса. «Тьма» — это путь, а не пункт назначения. И поэтому, как только заканчивается последняя серия третьего сезона, хочется включить сериал с самого начала. Бесконечный круговорот взглядов на бесконечный круговорот жизни. Конец есть начало, начало есть конец.