Первый сезон Tales from the Loop вышел на Amazon Prime. Он основан на сборнике рассказов художника Саймона Столенхага, оригинал обычно переводится как «Сказки из петли». Книга представляет собой набор необычных рисунков, соединенных короткими текстовыми вставками.

В своих книгах Сталенхаг удивительно красиво сочетал ностальгические пейзажи 80-х и 90-х годов с футуристическими технологиями. И авторам экранизации, в том числе режиссеру «Монстро» и будущему «Бэтмену» Мэтту Ривзу, удалось передать эту меланхоличную, но очень элегантную атмосферу. Однако на этом преимущества серии не ограничиваются.

Эмоции и роботы

Действие происходит в небольшом городке, который находится над «Петлей». Это что-то вроде исследовательского центра, где ученые проводят эксперименты и «делают невозможное возможным». Сама суть испытаний не объясняется, но с обитателями часто происходят совершенно фантастические события, а иногда меняется даже само время.

Сеттинг сериала наверняка будет напоминать типичные поселки, построенные вокруг одного-единственного завода или шахты (в России их тоже немало). Только в случае с «Сказками из Петли» градообразующее предприятие оказалось за пределами понимания людей. А вот в остальном жизнь героев сериала вполне обычная.

В сюжете главное не фантастическая составляющая, а человеческая драма. Технологии и даже искажения времени здесь только позволяют лучше раскрыть эмоции и тайные желания. Авторы как бы приглашают зрителя задать вопрос «А что, если…?»

И вот юная потерянная девушка получает возможность заглянуть в собственное будущее. Ученик становится тем, кому он всегда завидовал. А отец семейства покупает робота для защиты дочери, и пугает им всех вокруг.

Каждая серия посвящена отдельным персонажам. Но в то же время «Байки из петли» нельзя назвать антологией. Все персонажи появляются в других сериях. Поэтому можно быть уверенным, что каждый, кто провел достаточно времени на экране, впоследствии получит свою историю. И в результате к финалу сезона в сюжете просто нет скучных или нераскрытых образов: у каждого персонажа есть своя тайна и своя трагедия.

Хотя герои здесь используют в своих целях невероятные технологии, которые позволяют им останавливать время или обмениваться телами, их переживания покажутся знакомыми любому. Ведь кто не мечтал подольше остаться в самых прекрасных моментах жизни или иметь возможность давать себе советы из прошлого.

Максимального накала эмоциональная составляющая достигает в середине сезона в эпизоде, посвященном главе Петли (его играет Джонатан Прайс) и его внуку. Этот эпизод был снят сценаристом ВАЛЛ-И Эндрю Стэнтоном. И затрагивает одну из важнейших тем - болезни пожилых людей и восприятие смерти детьми.

Такая тематика отличает «Tales from the Loop» от подобных проектов вроде «Сумеречной зоны» или «Черного зеркала», в которых упор был сделан больше на социальную составляющую. Ближайшим аналогом можно назвать только «Удивительные истории» Стивена Спилберга.

Однако формат цельного сериала, где место, персонажи и правила не меняются с каждой серией, позволяет больше проникнуться этой историей, и уже буквально во второй-третьей серии неизбежно возникает мысль: «Что бы Что я делаю в этой ситуации? И каких возможностей я бы хотел от «Петли»?»

Ностальгия и футуризм

Как и книга Столенхага, серия Amazon погружает вас в атмосферу ретро. И здесь она совсем не похожа на знаменитые «Очень странные дела». В их основе невероятное количество отсылок к поп-культуре восьмидесятых, что должно развлечь внимательного зрителя.

Tales from the Loop выглядит полной противоположностью. Они не пытаются развлекать намеками, а создают максимально правдоподобный антураж. Совершенно непонятно, в какое время происходит действие сериала, но персонажи пользуются стационарными дисковыми телефонами. Дома у них пузатые ламповые телевизоры, а по полупустым дорогам ездят старые машины.

И все это выглядит очень естественно, без попытки придать происходящему нарочитой яркости ретро-стилистики. Поэтому так легко поверить, что герои действительно живут недавним прошлым, очень похожим на наше.

И в то же время ветхий робот может ходить по заснеженному лесу, а рабочий искренне злится на поломку летающего трактора. Тем более что футуризм здесь выглядит не слишком броско. Это не блестящие машины, которые принято показывать в фантастике. Роботы тоже ржавеют и ломаются, а на волшебном устройстве может быть обычный выключатель от настольной лампы из пожелтевшего от времени пластика.

И что еще более важно, это сочетание вкупе с отличной съемкой делает сериал невероятно красивым. Достаточно посмотреть трейлер или несколько кадров, чтобы понять общую атмосферу. А скриншоты из «Байки из петли» наверняка получат широкое распространение среди фанатов, ведь в каждой серии огромное количество отличных сцен, передающих грустную атмосферу сериала даже без слов.

Меланхолия и неровный сюжет

Стоит сказать, что «Байки из Петли» точно не всем понравятся. У этого проекта очень специфический антураж, и не все эпизоды вышли одинаково удачными.

В сериале почти нет динамики, а сюжеты просты и местами даже наивны. Только седьмая серия может по-настоящему пощекотать нервы. Да и почасовой хронометраж в одних сериях очень актуален, а в других кажется неоправданно долгим. Кроме того, в паре серий, например в шестой (самой недооцененной), драматургия выглядит уж слишком надуманной.

Но все же, если вы посмотрите все серии сезона подряд, вы сможете погрузиться в общую меланхоличную атмосферу, и тогда жители этого странного и далекого города покажутся почти знакомыми. Неудивительно, что в сериале много свежих лиц: из актеров известны только Ребекка Холл и Джонатан Прайс. Но они не берут на себя все действие. Да и остальные, даже дети, справляются ничуть не хуже, так что чувства героев кажутся совершенно искренними.

«Байки из петли» на первый взгляд привлекают именно фантастикой. Хотя авторы проекта использовали не самые глобальные чертежи Столенхага, где были динозавры и огромная техника. Возможно, они сделают это во втором сезоне, если проект продлят.

Но на самом деле этот сериал о темах, актуальных во все времена: любви, одиночестве, детско-родительских отношениях, смерти, помощи другим. Об этом часто говорят. Но именно фантазия на грани волшебства помогает почувствовать, что даже при безграничных возможностях Петли все в первую очередь зависит от самих людей. Важно всегда помнить об этом. А теперь особенно.