Новая работа автора лент «Красота по-американски» и «007: Скайфолл» Сэма Мендеса получила 10 номинаций на «Оскар». Ожидалось, что «1917» даже получит награды в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», но они достались «Паразитам».

Фильм о Первой мировой войне получил статуэтки за лучшую операторскую работу, лучшие визуальные эффекты и лучший звук. Причем победа только в технических номинациях в данном случае ничуть не умаляет эмоциональной составляющей картины.

Мендес снял понятную каждому историю о самых обычных солдатах, павших на сложной судьбоносной миссии. Режиссер приложил все усилия, чтобы создать у зрителя максимально реалистичные ощущения, заставив его в полной мере прочувствовать переживания героев.

И результат был отличный!

Повседневный, но насыщенный сюжет

Блейку и Скофилду, двум молодым британским солдатам, в апреле 1917 года приказано пересечь линию фронта и передать батальону срочное сообщение. Все дело в том, что немцы отступили, и часть британских войск решила их преследовать, но, как оказалось, все это было лишь ловушкой.

Теперь могут погибнуть 1600 солдат второго батальона. И, что немаловажно, среди них есть старший брат Блейка, так что для него задача становится особенно ответственной. Герои отправляются вместе, и с каждым шагом ситуация становится опаснее: враги все ближе, а время работает против них.

Взяв на себя роль 1917 года, Мендес решил полностью отказаться от романтизации военных действий, противопоставив свою историю многочисленным блокбастерам о танках, самолетах и масштабных судьбоносных сражениях. Он говорит, что главными на войне оказались простые люди.

Конечно, это делалось и раньше. «Дюнкерк» Кристофера Нолана зацепил точно так же: герои просто пытались выжить и помочь друг другу. Но Мендес пошел еще дальше. Он сократил всю продолжительность действия до нескольких часов и при этом отказался от параллельного повествования и обилия персонажей.

Это самый линейный фильм. Но именно так можно понять, что чувствовали Блейк и Скофилд во время своей кампании. Каждая сцена неизбежно повышает уровень напряжения, чему способствует неритмичный гудящий саундтрек. При этом герои не стесняются своих страхов, например, Скофилд неоднократно предлагает отказаться от затеи или хотя бы подождать.

Но постепенно темп набирает обороты, и неторопливый шаг к концу в начале действия превращается в гонку с самим временем.

И даже когда события накаляются, повторяются паузы, показывающие людей, которые являются заложниками этой войны. Например, девочка прячется в подвале с чужим ребенком.

Именно эти моменты дадут больше эмоций и пищи для размышлений, чем любые танковые сражения и чрезмерно кровопролитные стычки, которых Мендес как раз и пытается избежать. И тем сильнее будут впечатления от груды мертвых тел, которые не смогла унести река.

Новички вместо звезд

Трейлеры и постеры к «1917» обещают, что в картине примут участие многие известные актеры. Действительно, в нем снялись Бенедикт Камбербэтч и обладатель «Оскара» Колин Ферт, а также многие любимцы публики сериалов вроде Эндрю Скотта и Ричарда Мэддена. Но всем им достались лишь короткие роли на пару минут. И дело не только в бюджете.

Просто в «1917» камера неотступно следует только за главными героями, остальные появляются лишь для того, чтобы как-то направить двух солдат. И на самом деле это хорошо.

Знакомые по фильмам «22.11.63» и «Капитан Фантастик» Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чепмен, мелькнувшие в «Игре престолов», отлично справляются с основной нагрузкой.

Именно такой подход помогает еще больше воспринимать персонажей как реальных. У многих звезд ожидается уже сложившийся образ, а лица новичков позволяют воспринимать героев с нуля, без лишних стереотипов.

Ценители кино и поклонники этих знаменитостей просто насладятся короткими, но очень эмоциональными выступлениями своих кумиров. Будь то мотивационная речь Ферта или неожиданный образ Камбербэтча.

Потрясающие навыки видеосъемки

Сэм Мендес не просто рассказал человеческую историю о войне, он смог воплотить ее в невероятно сложный фильм. Не зря работал оператором тринадцатикратный номинант на «Оскар» и просто живая легенда Роджер Дикинс.

«1917 год» почти целиком снят с эффектом одного непрерывного кадра. Этот подход не нов. Его использовал Алехандро Гонсалес Иньярриту в знаменитом «Бердмэне», а Александр Сокуров фактически снял «Русский ковчег» без монтажа.

Но все же Мендес еще больше усложнил и усовершенствовал эту технику. Герои «1917» не задерживаются подолгу на одних и тех же локациях и редко заходят в помещения. Они постоянно двигаются, и камера следит за ними хоть в окопах, хоть в грязи, хоть в воде, не переключаясь. Монтажный клей лишь изредка встречается на темных элементах.

Даже процесс съемок фильма можно считать отдельным произведением искусства. И к этому еще стоит добавить, что большая часть картины использует естественное освещение, что не мешает создателям менять цветовую гамму, заставляя зрителя чувствовать то ночной холод, то жар от горящих домов.

Все эти сложности нужны не просто для того, чтобы удивить мастерством зрителей или критиков: именно естественный темп движения позволяет лучше понять напряжение картины.

Герои не могут позволить себе спешить, но в то же время каждая минута промедления может стать роковой.

И поэтому каждый их переход, каждая пауза и остановка должны быть слишком долгими для зрителя. Нолан использовал тиканье часов в «Дюнкерке" для дополнительного напряжения. Мендес сумел воплотить это в самой картине.

И уж тем более для динамичных моментов, когда солдаты убегают от врагов или оказываются на поле боя. Все выстроено таким образом, что даже у зрителя возникнет ощущение, что короткий пробег растягивается на долгие минуты, а преследующая героя смерть уже ловит его за руку.

Сэм Мендес написал сценарий к этому фильму на основе истории, рассказанной его дедом во время Первой мировой войны. Тому действительно приходилось доставлять сообщения под вражеским огнем. Вероятно, именно личные эмоции помогли ему создать столь глубокую историю, в центре которой оказались простые и понятные персонажи.

«1917» — отличный пример того, как нужно снимать кино так, чтобы его прочувствовал каждый зритель. Это авторский проект, сочетающий в себе невероятный профессионализм команды, реалистичный сюжет и идеально выстроенный темп. Без сомнения, эта картина станет одним из главных событий кинематографа последних лет, а потому ее нельзя пропустить.