На канале HBO (в России — на Amediatek) запущен сериал, сочетающий в себе элементы детектива и мистики. Он основан на одноименном романе Стивена Кинга, а права на экранизацию были приобретены буквально сразу после появления книги в печати.
Как известно, знаменитый мастер ужасов много пишет, и его произведения часто переносятся на экраны. Однако не все кино- и телеверсии романов Кинга имеют успех. Но у «Постороннего» есть шанс повторить успех первого сезона «Мистер Мерседес» и «Касл-Рок», а возможно, и обойти их с большим отрывом. Все дело в интересных темах, а также в неожиданном сочетании жанров.
Настоящий детектив
Все начинается с жестокого убийства ребенка в маленьком городке. Растерзанное тело, на котором остались даже следы человеческих зубов, выбросили в лес. Вскоре у детектива Ральфа Андерсона (Бен Мендельсон) появляется подозреваемый — тренер детской бейсбольной команды Терри Мейтленд (Джейсон Бейтман). Кажется, улики неопровержимы, а преступника арестовывают прямо во время матча на заполненном зрителями стадионе.
Однако вскоре Мейтленд не только заявляет о своей невиновности, но и обеспечивает железное алиби. Но к этому времени уже запущена цепочка событий, которая перевернет жизнь всех участников расследования с ног на голову.
Интересным образом сериальные экранизации Кинга, которого принято называть Королем ужасов, все больше склоняются к детективному формату. В первую очередь на ум приходит «Мистер Мерседес», где в первом сезоне (как и в первом томе оригинала) полностью отказались от мистической составляющей, сконцентрировавшись на противостоянии полицейского и преступника.
В «Аутсайдере» не обойтись без ужасов и сверхъестественного, но все же начало сезона — это именно детективный триллер. Только действие здесь разворачивается довольно любопытно: в виновности убийцы никто не сомневается, уж слишком много зацепок. И изначально полиция думает только о том, чтобы довести дело до суда и наказать преступника.
При этом обвиняемый сразу кажется зрителю более приятным, да и вообще детектива Андерсона сложно назвать положительным героем. Здесь авторы сделали абсолютно правильную ставку на контраст обаятельного Бейтмана (который сам режиссировал первые две серии) и более резкого, неоднозначного Мендельсона. Оба отлично справляются со своими ролями.
Поначалу кажется, что действие снова будет строиться на противостоянии двух героев, но с самого начала дают намеки на другую сюжетную линию. В то же время неторопливый темп нуарного детектива — всего лишь обман. Уже во втором эпизоде действие примет крутой оборот.
Жизнь в маленьком городке
Авторы фильмов и сериалов, похоже, только недавно окончательно разобрались в главном достоинстве произведений Стивена Кинга. И это вовсе не страшные существа и древний ужас. Он прекрасно умеет описывать будни маленьких американских городков со всеми их прелестями и проблемами. А монстры обычно оказываются просто метафорой человеческих недостатков. И первая часть новой экранизации «Оно» — яркий пример удачного использования этого приема.
В The Outsider создатели сериала изначально делают ровно то же самое. Они показывают, что убийство в маленьком городке — это не просто статистика, а настоящая трагедия. И публичный арест человека сразу ставит крест на дальнейшей спокойной жизни. В городе, где все друг друга знают по именам, слухи расходятся моментально, и даже обыватели очень любят выносить свои вердикты, не дожидаясь суда.
Достанется и полиции. В какой-то момент становится ясно, что некоторые из них не хотят докапываться до истины, им просто нужно посадить подозреваемого в тюрьму и доказать собственную правоту.
Детективный сюжет еще раз показывает, насколько люди падки на слухи и как ужасное событие затрагивает сразу десятки людей.
Типичный Стивен Кинг
Но детективом «Посторонний» долго не задержится. Уже сам сюжет намекает на некую сверхъестественность происходящего, тем более, что за всеми основными участниками процесса все время наблюдает некий очень странный персонаж.
Те, кто знаком с книгой, уже знают, что будет дальше. Хотя авторы экранизации вольны менять сюжет (как, например, в фильме «Доктор Сон» по тому же Кингу).
Но действие сериала обязательно примет мистический оборот и обратится к любимым историям Кинга. Некоторые зрители могут быть этим недовольны — они слишком хорошо и реалистично оборачивают происходящее в первых сериях.
Но все же главное, что в сериале не теряется сама человеческая драма, так как именно она позволяет зрителю серьезно отнестись к происходящему. И в этом плане и у HBO с умением метко и жестко снимать, и у главных актеров, столь любимых публикой, вроде все в порядке.