На канале HBO (в России на «Амедиатеке») стартовал долгожданный сериал «Хранители», продолжающий сюжет легендарного графического романа Алана Мура и Дэйва Гиббонса.

Когда-то оригинальное произведение буквально покоряло зрителей, рассказывая в сеттинге супергероя историю о важных социальных проблемах. Реализм, весьма неоднозначная мораль и запутанная детективная история со множеством мелких деталей стали визитной карточкой комикса.

Теперь все эти составляющие подхватил автор новых телевизионных «Хранителей» Деймон Линделоф (создатель сериала «Оставленные»). При этом режиссер не пытается повторить классику, а делает совсем другое, актуальное сегодня.

Новая история с прицелом на классику

Линделоф с самого начала заявил, что сериал не будет ремейком или прямым продолжением оригинала. Проект просто сохраняет дух первоисточника и некоторых персонажей.

Действие происходит в том же альтернативном мире в США в городе Талса. После президента Никсона государство возглавил актер Роберт Редфорд. И задержался на своем посту надолго, поэтому многие законы в стране очень консервативны: мобильной связи нет, курение строго запрещено, и даже полиция требует отдельное разрешение на применение оружия.

Мстители в масках запрещены, но из-за разгула преступности, приведшего к нападениям на полицейских и членов их семей, теперь сами правоохранители скрывают свои лица. Им приходится скрывать место работы даже от знакомых. Обычные полицейские носят униформу и желтые нарукавные повязки, а детективы позволяют себе носить странные костюмы. На самом деле, они уже сами похожи на персонажей комиксов.

Сюжет вращается вокруг полицейского детектива Анжелы Абар и ее коллег. После перестрелки на дороге, в которой чуть не погиб патрульный, им предстоит разобраться с нависшей над городом опасностью.

Им противостоит расистский культ, именующий себя «Седьмая кавалерия». Они носят маски Роршаха и даже цитируют его слова. Но идеи самого принципиального супергероя были сильно искажены фолловерами.

И это становится первой, но далеко не единственной отсылкой к классическим комиксам. Причем сюжет построен так, что те, кто не читал оригинал, просто не будут обращать внимания на аналогии, и мир и персонажи будут им постепенно открываться.

Но те, кто любит графический роман, будут ловить отсылки одну за другой. Начиная с самых мелочей, вроде поднятой маски полицейского по прозвищу Зеркало, настоящий Роршах вел себя точно так же во время еды. И заканчивая появлением классических героев: и если Доктор Манхэттен пока мелькает только на заднем плане, то Озимандиасу посвятят целую сюжетную линию.

«Хранители» удачно переняли структуру оригинала. Они неоднократно напоминают вам, что это альтернативный мир, копы носят странные и порой забавные костюмы, а с неба внезапно начинают сыпаться кальмары.

Но при этом сериал очень реалистичен: в нем поднимаются актуальные вопросы, которые все чаще назревают в современном обществе.

Зловещая общительность

Начальная сцена первого эпизода сразу намекает на атмосферу сериала. Все начинается со старого фильма про супергероя в маске палача (опять же, кстати, отсылка к комиксу).

А после показывают реальные и очень жестокие события, происходившие в городе Талса в 1921 году: тогда группа жителей во главе с местным Ку-клукс-кланом устроила массовые погромы и убийства среди чернокожего населения.

Спустя много лет, в наше время, расовый вопрос по-прежнему актуален для страны. Хотя Линделоф не слишком углублялся в эту тему. Дело тут не в цвете кожи, а в том, что полицейские, защищающие простых жителей от беспредела, сами в опасности.

Противостояние двух слоев общества становится лейтмотивом повествования и, очевидно, главному герою предстоит осознать неоднозначность ситуации. Ведь на самом деле полицейские, скрывая лица, ставили себя выше закона.

Подозреваемых просто похищают, из них буквально выбивают признания. И с определенного момента полиции разрешено применять оружие. И получается, что они уже превращаются в карательный орган тоталитарного государства. Куда заведет это жестокое противостояние, можно только догадываться.

Очень стильная съемка

Не секрет, что многие знают «Хранителей» благодаря экранизации 2009 года Зака Снайдера, давшей не только достаточно близкий пересказ сюжета, но и невероятно изящный визуал.

При этом поклонникам фильма лучше хотя бы бегло ознакомиться с комиксом. У них разные концовки, а иногда сериал отсылает к первоисточнику.

Конечно, не ждите от сериала эстетики Снайдера. Но есть и крутые находки. Например, первая сцена из прошлого была снята в характерной для старых фильмов сепии. Зеркало выглядит очень стильно: его маска скрывает лицо и отражает смотрящего, становясь одновременно эталоном и противоположностью маски Роршаха.

Допрос с участием Зеркала — самая стильная сцена эпизода, где за спинами выступающих показаны важные события из жизни страны. Это введение в мир сериала, и просто очень красивый момент.

Более того, в новых «Стражах», как и в оригинальной истории, прекрасно сочетаются изящество и жестокость. Сцена ночного штурма вроде снята красиво. Но особо впечатлительные зрители могут не выдержать расстрела быдла из крупнокалиберного пулемета.

Пока сложно судить, что будет в сериале дальше. Роль Озимандиаса в сюжете не раскрывается, ожидается появление еще одной классической героини Лори Блейк и, конечно же, всемогущего Доктора Манхэттена.

Но что еще более важно, пилотный эпизод явно намекает на серьезную и пронзительную историю. Вряд ли мир здесь будет просто разделен на добро и зло, а весь сюжет будет посвящен борьбе полицейских с преступностью. Жестокость госорганов под властью закостенелого президента-ретрограда, скорее всего, тоже будет показана с самой неприятной стороны.

Тем временем Стражи задают больше вопросов, чем отвечают на них. Но сюжет сериала очень интересный.