Нетрудно заметить, что экранная фантастика о космических полетах, долгое время захваченная исключительно боевиками и приключениями, снова стала жанром, в котором снимаются сложные драмы. При этом примерно с момента выхода «Гравитации» и «Истерстеллар» к таким сюжетам добавилась невероятно красивая картинка.
"Ad Astra" Джеймса Грея продолжает эту приятную тенденцию. Картина, вышедшая на российские экраны, уже получила признание критиков после Венецианского кинофестиваля.
Брэд Питт играет астронавта Роя Макбрайда — всегда спокойного профессионала, пульс которого не превышает нормы даже в экстренные моменты. После нескольких энергетических вспышек в космосе, которые угрожают всему живому, Рой отправляется в долгое путешествие на планету Нептун. Ведь происходящее может быть связано с его отцом. Когда-то он возглавлял секретную космическую экспедицию, но исчез при странных обстоятельствах.
Древняя история в новой оболочке
По описанию может показаться, что «К звездам» — наследник популярных фантастических рассказов о космосе. Тут и угроза всему миру, и личная эмоциональная вовлеченность персонажа, и даже образ невозмутимого героя, спасающего человечество.
Иронии добавляет тот факт, что возлюбленную Роя играет Лив Тайлер и это напоминает «Армагеддон», а оператором выступил знаменитый Хойт Ван Хойтема, снявший «Интерстеллар».
Кроме того, в трейлерах показаны падения, погони и взрывы, сопровождающиеся громкими звуками. Чем не типичный супергеройский блокбастер?
Вот только все это - если не розыгрыш, то лишь небольшая и далеко не основная составляющая фильма. Картина обращается к гораздо более старым темам в визуальном плане, а в идеях скорее отсылает к «2001: Космическая одиссея» Кубрика и даже к «Солярису» Тарковского.
Недаром в оригинале фильм получил латинское название Ad Astra — многим эта фраза известна из словосочетания Per aspera ad Astra («сквозь тернии к звездам»). Быстро становится понятно, что смысл здесь не в самих побегах и погонях, а только в развитии героя.
Рой отправляется в космос, чтобы найти своего отца, который давно оставил свою семью. Но это нужно герою только для себя. Он должен наконец-то отпустить свое прошлое, стать наконец-то взрослым и не думать о детской травме, навсегда оторвавшей его от внешнего мира.
Все остальное остается на заднем плане. Поэтому картину нельзя назвать фильмом-катастрофой или антиутопией, хотя человечество здесь показано не в самом выгодном свете. Грей ясно дает понять, что прогресс никогда не сделает людей лучше в будущем. Даже если каждый сможет свободно летать на Луну и Марс, преступность, государственные секреты и обычный эгоизм никуда не денутся. Это означает, что история будет вечно повторять свои ошибки.
Поэтому «К звездам» просто предлагает свежий взгляд на классические мифы и легенды разных времен: о рыцаре, победившем дракона и сам ставшем новым драконом, о обезумевшем боге, о поисках иных форм жизни и , конечно, об отцах и детях.
Моноспектакль об одиночестве
Возможно, тема пропажи и ничтожества человека в бескрайнем космическом пространстве уже слишком избита. Но все же «К звездам» — один из немногих фильмов, где в центр сюжета поставлено состояние одиночества.
«Интерстеллар» рассказал о последней надежде человечества, герои «Гравитации» и «Марсианина» думали в первую очередь о собственном выживании. Но здесь все наоборот.
Ведь на самом деле этот фильм не о спасении отца или всего мира, а о поиске себя.
Именно поэтому действие зациклено исключительно на переживаниях главного героя, иногда напоминающих творчество Терренса Малика. Здесь точно такая же озвучка, крупные планы и попытки понять, что делает человека человеком. Ведь как искать другие формы разума, если герой не может понять самого себя?
Именно поэтому представить в главной роли кого-то другого, кроме Брэда Питта, просто невозможно. Да, в этом году он уже снялся в фильме Тарантино «Однажды в Голливуде». Но именно "Ad Astra" - настоящая проверка на уровень актерского мастерства. И Питт выжил. Ему часто приходится играть только глазами и почти не менять выражение лица. И зритель должен прочувствовать все те эмоции, которые герой так старается скрыть.
Все остальные актеры, несмотря на большой список громких имен в титрах, остаются всего лишь статистами, которые попадают в кадр, помогают главному герою лучше раскрыться и бесследно исчезают. Увы, это касается даже Томми Ли Джонса, отлично сыгравшего отца Роя. Иногда становится обидно, что все они лишь фон. Но все же «К звездам» — театр одного человека.
Но у этой идеи есть существенный недостаток. Режиссеру оказалось слишком сложно совместить такой сюжет с необходимыми для повести экшн-вставками. В итоге либо медленные планы и рассуждения покажутся слишком длинными, либо, наоборот, очередная сцена драки или погони разрушит неторопливую драматическую атмосферу.
Вильнев проделал отличную работу в «Бегущем по лезвию 2049», но у Грея это не всегда получается. Из-за этого картина выглядит слишком разнообразно, и наверняка далеко не все зрители смогут в полной мере прочувствовать путь героя.
Прославление красоты космоса
Но если казалось, что в философской истории нет места красоте, то это ошибка. Именно съемка и спецэффекты компенсируют почти все шероховатости сценария.
С самой первой сцены падения, которую показали в трейлере, на зрителя обрушивается весь масштаб происходящего. Камера Ван Хойтема в сопровождении музыки Макса Рихтера заставляет зрителя почувствовать себя чуть ли не участником событий.
«Ad Astra» — это драма, которую нужно смотреть в кинотеатрах, а еще лучше в IMAX. В противном случае трудно почувствовать гонку в условиях низкой гравитации или головокружение от полета в невесомости.
И даже здесь авторы обходятся без лишнего мерцания. Дальние планы позволяют ощутить бесконечную пустоту космоса, а битва с пиратами выглядит захватывающей именно благодаря плавному движению луноходов.
А в более интимных сценах вовсю используют отражения в зеркальной поверхности космического шлема, как бы в очередной раз отделяющего героя от всего мира, и играют с цветовой гаммой, то заливая все тревожным красным цветом , или заставить почувствовать стерильную белизну аппаратуры космического корабля.
Ad Astra — триумф актерской игры Брэда Питта и ода красоте космоса. Но бурного экшена, внеземных форм жизни и прочих «Звездных войн» от ленты ждать не приходится. Это почти медитативное зрелище, в котором сокрыта древняя как мир трагедия каждого отдельного человека и человечества в целом.