Самый необычный детективный проект последних лет вышел на стриминговом сервисе Netflix. Сериал «Преступник» (Criminal) объединяет истории из Великобритании, Испании, Франции и Германии. Каждой стране посвящено по три эпизода, а действие происходит в одних и тех же помещениях: комнате для допросов в полицейском участке, комнате наблюдения и коридоре.
Детективы беседуют с задержанными, которых подозревают в различных тяжких преступлениях, пытаясь выяснить степень их вины и умысел. Полицейские также спорят между собой и решают личные и рабочие вопросы.
Вот и все. В этом сериале нет погони за преступниками, перестрелок и съемок на месте убийства. Персонажи просто разговаривают. Но авторам удалось не только передать национальный колорит каждой из стран, но и создать захватывающую атмосферу детективного триллера, и при этом прекрасно раскрыть личности всех персонажей.
Четыре серии в одной
Структура «Преступника» очень необычная. Его задумали режиссер Джим Филд Смит («Эпизоды») и сценарист Джордж Кей («Убивая Еву») из Англии. Также снимали британскую часть проекта, приглашая известных актеров.
Но зато точно в тех же декорациях показаны сцены из других стран. И здесь уже работали авторы из Испании, Германии и Франции, чтобы ярче передать национальные тонкости. А потому в каждой части проекта можно увидеть кинозвезд соответствующей страны и услышать их язык.
Большинство российских зрителей, скорее всего, знакомы только с британскими актерами. Дэвид Теннант («Доктор Кто», «Бродчерч») и Хейли Этвелл («Агент Картер», «Черное зеркало») здесь великолепны. И оба они выступают в необычном образе.
Персонаж Теннанта очень похож на детектива Харди из Бродчерча, но теперь он подозреваемый. А раскрашенный в бело-розовый Этвелл вообще сразу и не узнаешь.
Конечно, это не значит, что актеры из других стран хуже. Просто англоязычные проекты доходят до России чаще, чем немецкие или испанские. А "Преступник" - отличный повод компенсировать. Ведь, несмотря на одинаковый антураж, поведение, эмоции и типы персонажей совершенно разные.
Испанцы начинают с жестов и громких разговоров, англичане – с акцента на сдержанность, в немецкой части показывают дождь за окном, а французы сразу задают важную социальную тему. Каждая история по-своему уникальна, но все же проект объединяет общая напряженная атмосфера.
Детектив на грани триллера
Казалось бы, сериал, построенный только на разговорах, получится очень медленным и почти медитативным. Ведь даже во втором сезоне "Охотника за разумом" длинные диалоги пытались немного разбавить действием.
Но авторы «Преступника» доказывают, что слов достаточно, чтобы создать накал сюжета. Обстоятельства преступления показаны непосредственно только в виде фотографий, которые приобщаются к делу или отображаются на мониторе. Но чаще просто описывают. И делают это настолько живо и подробно, что несложно составить в своем воображении всю картину: будь то сцена домашнего насилия, перевозка нелегальных мигрантов или теракт во время концерта.
Буквально с первых минут в каждой серии закручивается действие. Детективы пытаются разделить подозреваемого, и модели их поведения совершенно разные: одни закрываются, отвечая только «Без комментариев», другие без умолку болтают, сбивая полицию с толку.
И каждый раз представителям закона приходится думать, какой метод допроса лучше сработает в том или ином случае: разговор по душам, давление, факты или хитрость. Ведь неправильный подход может только напугать обвиняемого.
Допросы превращаются в подобие дуэли. Причем участников противостояния не двое, а гораздо больше. Ведь детективам приходится иметь дело с адвокатами, которые зачастую бывают более упрямыми, чем сами подозреваемые. И полицейские не всегда соглашаются друг с другом.
Зритель тоже вовлекается в эту игру. Здесь происходит сразу несколько трюков. Для начала есть диалоги и факты, позволяющие сделать собственные предположения об обстоятельствах преступления. Подозреваемый или детектив может очень правдоподобно изложить свою версию случившегося. И в результате история обернется совершенно неожиданным образом.
Но этим дело не ограничивается, ведь не зря в сериал были приглашены опытные актеры. В «Преступнике» камера постоянно выхватывает множество мелочей, заставляя следить за мимикой, движениями рук, а иногда и ног.
Язык тела в этом сериале не менее важен, чем слова, ведь по нему можно попытаться угадать, говорит ли человек правду. Причем это может быть не только попытка уйти от ответственности, но, наоборот, желание взять на себя чужую вину. Поэтому с первой серии зритель заметит, как подозреваемый пьет воду из стакана, куда смотрит во время разговора и подносит ли руки к лицу.
Мошенничество здесь повсюду. Огромный, зловещего вида человек может оказаться тихим и робким, а дело, которое планируют быстро закрыть и не опоздать к обеду, затягивается.
Операторская работа в сериале выше всяких похвал, хотя места для красивой съемки практически нет. Но камера иногда облетает все динамики совершенно по-тарантино, а полупрозрачное зеркало, ставшее неизменным во всех эпизодах логотипом сериала, позволяет создавать весьма необычные планы.
При этом темп действия, как и положено хорошему детективу или триллеру, к концу ускоряется. Нет, персонажи по-прежнему продолжают сидеть на своих местах. Но накал эмоций подчеркивается крупными планами, жесты становятся активнее, камера чаще переключается, нагнетая напряжение перед развязкой. И с какого-то момента можно даже забыть, что персонажи не выходят за пределы помещения.
Раскрытие героя и двусмысленность
Нередко в комнате обсервации страсти накаляются не меньше, чем в камере для допросов. Именно там раскрываются истинные эмоции сыщиков и начинаются споры о законности некоторых методов.
А в плане раскрытия характеров у авторов сериала "Преступник" стоило бы поучиться у многих сценаристов. Истории из каждой страны длятся около двух с половиной часов. Большая часть времени посвящена именно допросам, но буквально за считанные минуты удается рассказать о жизни самих сыщиков.
Множество мелочей вроде кружки с инициалами или спрятанного подарка дополняют короткие, но очень важные диалоги между допросами. Так зрители узнают о любви или дружбе героев, о назначении нового руководителя или о проблемах со здоровьем.
Все это подается очень быстро и ненавязчиво. Но к третьему эпизоду герои кажутся старыми знакомыми, и хочется узнать о них побольше. Конечно, в паре случаев оно оказывается излишне преувеличенным. На фоне почти стандартной британской части французы перебарщивают с эмоциями сотрудников, а немцы с темой личных отношений. Но это больше придирка.
В остальном зритель успевает подкинуть не только детективы, здесь достаточно места и для нравственных вопросов, на которые каждому придется отвечать самостоятельно. Ведь иногда сами обстоятельства вынуждают человека совершить преступление, а признание достигается недостойными методами. Эмоциональная вовлеченность полицейского может помочь наказать преступника, но в других случаях только мешает объективному взгляду. И почти невозможно заранее угадать, чем закончится каждое дело и как поведет себя тот или иной персонаж.
Несмотря на весьма скудные декорации и полное отсутствие экшена, Criminal не дает заскучать ни на минуту. Он выглядит наследником классических детективов и театральных постановок, где все сосредоточено на личностях и фактах. Кроме того, формат антологии позволяет вовремя переключить действие на новый сюжет, чтобы не затягивать повествование и снова не погрузить зрителя в водоворот событий.