19 сентября в российские кинотеатры выходит «Yesterday» — ущербная, но добрая и забавная картина Дэнни Бойла о музыке The Beatles и безграничной любви к искусству.
Способный, но неудачливый музыкант Джек Малик (Химеш Патель) безуспешно пытается построить творческую карьеру. Единственный человек, который поддерживает героя и верит в его талант, — старый друг Элли.
Все меняется, когда во время глобального отключения электроэнергии Джека сбивает автобус. Придя в себя, герой обнаруживает, что человечество забыло о The Beatles, как будто их никогда и не было. Парень кропотливо воссоздает по памяти легендарные песни Битлз, выдает за свои и в одночасье становится звездой.
Кинозрители знают Дэнни Бойла как режиссера с уникальным сюрреалистически-экспрессионистским стилем. Практически все его фильмы очень энергичны, будь то культовый фильм о юных героиновых наркоманах, напряженная камерная драма о застрявшем в горах альпинисте или невероятная история жизни индийского сироты. В то же время герои Бойля нередко попадают в разного рода жестокие и мрачные ситуации. Даже романтическая мелодрама с Юэном МакГрегором «Жизнь менее обыкновенная» выделяется редким для этого жанра динамизмом.
Легкая, неспешная комедия о незадачливом музыканте, мягко говоря, стоит особняком в фильмографии мэтра. Однако и здесь узнаются оригинальные детали почерка режиссера. Итак, красочный визуал — фирменный прием Дэнни Бойла: режиссер часто делает свои ленты насыщенными и контрастными.
Это забавная комедия от сценариста "Реальной любви" и "Мистера Бина"
Но все же в фильме гораздо больше ощущается влияние сценариста Ричарда Кертиса, снявшего «Рок-волну», «Реальную любовь» и «Будущий парень» (последние два — по его собственным сценариям). Ричард также написал романтические комедии «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг Хилл» и «Дневник Бриджит Джонс», работал над культовым комедийным сериалом «Мистер Бин». .
Именно Кертиса нужно благодарить за впечатляющее количество забавных сцен. В одном из них Джек пытается сыграть легендарную песню Let It Be своим не очень внимательным родителям, снова и снова отвлекаясь на повседневные дела. В другом воротила музыкальной индустрии громят названия альбомов, предложенные героем: «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» слишком многословен, а «Белый альбом» звучит оскорбительно для меньшинств.
В фильме много примеров такого чисто английского юмора. Дескать, время от времени главный герой узнает, что мир стер из памяти не только The Beatles, но и некоторые другие элементы поп-культуры. И каждый раз очень смешно.
Это трогательно до слез
Фильму удается не только рассмешить, но и растрогать зрителей. Возьмем, к примеру, сцену, в которой друзья главного героя «впервые в жизни» слышат лирическую балладу «Вчера».
Наверное, у многих есть такая песня, которую хочется стереть из памяти. Не потому, что он плохой, а наоборот - услышать его как будто в первый раз и заново пережить неповторимые впечатления. И в этот момент даже завидуешь героям картины. И в то же время ты очень чуткий.
Но наивысшей эмоциональной точкой стала неожиданная встреча, которая очень порадует поклонников The Beatles. Не будем портить сюрприз, скажем лишь, что удержаться от слез во время просмотра практически невозможно.
Это очень музыкально и наполнено любовью к The Beatles и их фанатам
За музыкальностью картины скрывается находчивость ее создателей. Дело в том, что музыку «Битлз» редко используют в фильмах даже выдающиеся режиссеры: ведь это очень дорого. Эдгар Райт как-то сказал, что песня «Drive My Car» идеально подошла бы для его ленты «Малыш на драйве», но от этой идеи пришлось отказаться.
Большая часть бюджета Yesterday ушла на покупку прав на музыку. Правда, полную стоимость пришлось заплатить только за Hey Jude, которая звучит в финальных титрах. На остальных композициях, тщательно отобранных Дэнни Бойлом и Ричардом Кертисом, удалось сэкономить, поскольку вместо оригиналов в фильме использованы кавер-версии в исполнении Химеша Пателя.
Стоит отметить отличные вокальные данные актера: его мягкий тенор чем-то напоминает голос Пола Маккартни. Музыкальности фильму также добавил британский поп-певец Эд Ширан, сыгравший самого себя.
Не обязательно быть фанатом Битлз, чтобы оценить этот фильм. Но поклонникам великой группы будет легче разгадывать пасхалки — мол, в фильме речь идет о последнем живом концерте «Ливерпуля». Затем сцена служила крышей здания на Сэвил-Роу, которое было штаб-квартирой The Beatles.
Вчера не фильм без недостатков. В нем достаточно жанровых клише, поэтому сценарий, особенно в последней трети картины, может показаться довольно предсказуемым. Но все же это смешной, искренний и по-настоящему народный фильм о музыкальном явлении, объединяющем людей по всему миру.