Вчера Netflix выпустил долгожданное продолжение одного из самых популярных сериалов последних лет. Фантастический фильм ужасов «Очень странные дела» покорил зрителей с первого же сезона и даже запустил целую волну проектов в ретро-стиле.
После второго сезона ожидания зрителей выросли до максимума. Авторы показали более масштабную историю проникновения монстров в наш мир, а финал дал понять, что для взрослеющих героев важны не только игры и взаимопомощь: пришло время первой любви.
Как и ожидалось, третий сезон продолжил все начатые ранее сюжетные линии — и это порадует фанатов сериала. Но это развитие привело к изменениям, которые не всем понравятся.
В финале второго сезона герои больше обсудили свои отношения, впервые поцеловались и отправились на бал, а самый страшный монстр, которого позже назовут Ловцом разума, грустно шел где-то вдали, намекая на его второстепенная роль.
Так и строится продолжение. Все больше времени уделяется историям дружбы и любви. И хотя вторжение становится все более опасным и принимает новые устрашающие формы, с ним разбираются как бы мимоходом, не сильно отвлекая от личных дел.
На самом деле, «Очень странные дела» имеют тенденцию быть точно такими же, как это было с «Игрой престолов», «Доктором Хаусом» и многими другими популярными проектами. Создатели сериала, братья Даффер, сейчас разрабатывают не сам сюжет, а персонажей.
Но здесь это не так пагубно для восприятия. Авторы как бы заранее оправдываются, намекая, что снимают не серьезное эпическое фэнтези, а забавную ностальгическую стилизацию. Так что «Очень странным делам» можно простить эти штампы и все прочие недостатки. Ведь в целом новый сезон вышел ярким, с большим количеством юмора, множеством отсылок и очень живой мелодраматической составляющей.
Дети растут, темы меняются
Одна из главных проблем многолетних проектов о детях заключается в том, что юные актеры слишком быстро взрослеют. Это создавало проблемы даже во время съемок «Гарри Поттера»: в последних фильмах повзрослевшим артистам все труднее было убедительно выглядеть в образах школьников.
К счастью, у братьев Даффер нет литературной базы, ограничивающей фантазию. Вот почему темы сериала растут вместе с персонажами. В первом сезоне друзья Уилла больше всего интересовались игрой в «Подземелья и драконы». Теперь Майк и Лукас больше времени проводят со своими девушками, и даже у Дастина, по его словам, есть первая любовь. Хотя, конечно, ему никто не верит.
Только Уилл не хочет взрослеть. Его роли в третьем сезоне стало значительно меньше. Но, если подумать, эта сюжетная линия не менее трогательна, чем история Одиннадцатого. Уилл слишком многое пережил, и теперь он хочет вернуть все как было и просто поиграть с друзьями. Но интересы других меняются.
Старших братьев и сестер ждут уже совсем взрослые проблемы: первая работа, планы на будущее, насмешки со стороны коллег. И тут авторы подбрасывают сразу два варианта развития событий: за комедийную версию отвечают Стив и новая героиня Робин, за более серьезную — Джон и Нэнси.
Правда, во втором случае иногда перебарщивают с темой домогательств к женщинам. Но это явная отсылка к стереотипным сценам из старых фильмов, где грубияны в офисах видят в девушках только кухарок и уборщиц.
Да и вообще в сериале местами муссируются темы неравенства. И если в случае с Хоппером эмоциональные и грубые поступки логично (и комично) развивают характер персонажа, то конфликт между Майком и Одиннадцатым выглядит уж слишком надуманным и поучительным.
А женские персонажи всегда несут ответственность за все важные решения. Конечно, так и было задумано изначально, но их количество растет с каждым сезоном. К решительным Джойс, Оди, Нэнси и Максу теперь присоединяется новая Робин, которая тоже оказалась умнее всех ее друзей.
За весь сезон нет ни одной пары героев, которые хотя бы раз не поссорились и не помирились. Но это чаще всего хорошо скрывается за неожиданными коллаборациями, которыми прославился второй сезон. Дружба Стива и Дастина развивается, и это становится лучшей комедийной составляющей, и с определенного момента в их компании появляется совершенно неожиданный персонаж.
У Оди логично появляется девушка, и даже образ Билли уже не плоский: ему теперь отведена странная, но важная роль. А под конец появляется совершенно потрясающая компания из нового героя и одного второстепенного, но колоритного персонажа из прошлых сезонов — о них лучше не рассказывать заранее, чтобы не испортить удовольствие от просмотра.
Остальные возвращаются к первому сезону: все те же компании героев параллельно расследуют разные дела. Конечно, можно придраться к ненужным совпадениям: каждый раз в центре событий оказываются знакомые персонажи и их близкие. И если в случае с Оди и Уиллом это понятно, то все остальные просто оказались в нужном месте в нужное время.
Но такие разборы логики будут на откуп только циникам и занудам, потому что остальные наверняка быстро погрузится в динамичный сюжет.
Злые русские, экономика и новые монстры
Учитывая, что главные злодеи показаны в самом начале первой серии, не будет большим спойлером сказать, что сейчас вмешались советские военные. Но прежде чем писать гневные комментарии об антисоветской пропаганде, нужно разобраться насколько иронично и своевременно представлена эта идея.
Ведь к 1985 году Америка действительно переживала очередную истерию, связанную с «красной угрозой». Именно поэтому герои сериала неоднократно упоминают «злых русских» и фильм 1984 года «Красный рассвет» о вторжении советских войск в США. Очевидно, все свои знания они черпали из массовой культуры. Это также подтверждает прозвище, которое Хоппер дает одному из ученых.
Тут, кстати, у тех, кто будет смотреть сериал в дубляже, возникнет небольшая проблема: тема перевода русской речи теряет смысл и становится не такой смешной, как в оригинале. Так что иногда лучше переключиться на трек с английскими субтитрами.
Стереотипы о русских здесь скорее шутка над американской культурой. А вот саму Америку критикуют вполне серьезно. Одна из главных проблем Хокинса — появление торгового центра, который при поддержке коррумпированного мэра разоряет владельцев частных магазинов. И все действие происходит накануне четвертого июля - Дня независимости Америки.
Не менее интересен другой тип злодея - уже из области фантастики и ужасов. На них прямо намекают кадры из культового фильма, который дети смотрят в кинотеатре. Но что интересно: даже зло в новом сезоне все чаще принимает человеческий облик, лишь в финале позволяя увидеть классических монстров.
Приходится признать, что мистическая часть в новом сезоне особого развития не получила. О Ловце Разума говорится очень мало, а мир «обратной стороны» вообще не раскрывается. Герои просто в третий раз идут по одному и тому же пути: ищут проход между мирами и пытаются его закрыть.
Наверное, кто-то назовет это самоповторениями. Но и тут можно сделать скидку на жанр. «Очень странные дела» изначально задумывались как сборник классических фантастических историй и историй ужасов.
Отсылки и самоирония
Знаковых моментов поп-культуры восьмидесятых в новом сезоне хоть отбавляй. И это касается буквально всех элементов. В саундтреке прекрасно сочетаются классические композиции Мадонны, Скорпионов и других звезд прошлого со стилизованной авторской музыкой.
Картинка хоть и выглядит гораздо ярче старых фильмов с изношенных видеокассет, но явно копирует стиль съемок восьмидесятых годов. Более того, в некоторых сценах можно увидеть прямое заимствование операторских приемов у классики: наверняка гики по всему миру снова будут делать из подобных цитат бесконечные видео-коллекции.
А сюжет, а особенно злодеи и монстры, откровенно списаны с «Вещи плотника», «Чужого», «Вторжения похитителей тел», фильмов Джорджа Ромеро, уже упомянутого «Красного рассвета», «Терминатора» и еще десятка культовых фильмов.
И многие из этих фильмов авторы либо показывают на экранах кинотеатров, либо вкладывают свои упоминания в уста персонажей. Они как бы говорят: «Это ни в коем случае не плагиат, а намеренные отсылки для развлечения публики».
С такой же иронией они относятся и к самому сюжету. И это оправдывает даже указанные недостатки. Во-первых, все нелогичные моменты выглядят гораздо веселее из-за участия детей, которые зачастую оказываются умнее взрослых, о чем сами с удивлением говорят. Единственная серьезная претензия заключается в том, что слишком многие персонажи, которые уже столкнулись со сверхъестественным, отказываются верить, что зло может вернуться.
Кроме того, сюжет здесь сильно завязан на воспоминаниях. Персонажи не просто идут одним и тем же путем в каждом сезоне, а меняются и развиваются под влиянием прошлого. Действие же большей части сериала разделено на несколько сюжетных линий: каждая компания расследует свое дело, а в конце все объединяются для борьбы с главным злом. Да, так было и в первом, и во втором сезоне. Но именно этого и ждали зрители.
При желании в третьем сезоне «Очень странных дел» есть к чему придраться. Это и фантастическая часть, не получившая развития, и чрезмерная мелодрама, и неоправданно затянутые юмористические сцены, и даже излишнее стремление соответствовать современной социальной тематике.
Но все же этот сериал остается одним из лучших фэнтезийно-ностальгических проектов последних лет. А новый сезон снят еще ярче, персонажи раскрыты лучше, а знакомый сюжет подкупает не резкими поворотами, а просто динамикой и остроумием. На него легко и приятно смотреть, а все недостатки заметны только при последующем размышлении.