На Amazon Prime вышел совместный проект стримингового сервиса и BBC Studios по книге Терри Пратчетта и Нила Геймана. Законченная история состоит всего из шести часовых серий. И при таком коротком хронометраже сюжет может показаться затянутым. На это есть объективные причины. Однако его сильные стороны намного перевешивают его слабые стороны.

Сюжет рассказывает об ангеле Азирафаэле и демоне Кроули, которые дружат уже несколько тысяч лет. Они узнают, что на Земле случится апокалипсис, и Кроули должен лично передать младенца Антихриста в приемную семью. Но друзья уже настолько привыкли к земным благам, что хотят спасать жизни людей. И вот они затевают опасную игру, которую не одобрят ни небо, ни ад.

Это точная адаптация книги. Даже слишком

Первое, что нужно знать об этом сериале, это то, что за телеадаптацию отвечает Нил Гейман, один из авторов оригинального романа. Сам он неоднократно говорил, что книга все-таки больше принадлежит Терри Пратчетту (это чувствуется и в стиле написания). И именно он однажды попросил Геймана лично заняться экранизацией, если она состоится.

Именно поэтому в сериал был бережно перенесен абсолютно весь сюжет романа — лишь с небольшими правками хронометража. Слишком часто адаптации начинаются только с первоисточника, а затем идут совсем в другом направлении, оставляя книжных ценителей в недоумении. Здесь также поклонники Пратчетта могут чувствовать себя так, как будто они смотрят иллюстрированный роман.

Гейман даже ввел закадровый голос Бога (его, вернее, ее озвучивает Фрэнсис МакДорманд), зачитывая целые абзацы из книги. Но если фоновый текст лишь добавляет литературного юмора и каламбуров, то стремление полностью передать все диалоги персонажей иногда слишком сильно замедляет темп. Персонажи могут очень долго просто сидеть и разговаривать, при этом сама по себе сцена не несет никакой кинематографической нагрузки — имеет значение только текст.

И точно так же автор трактует линии второстепенных персонажей и побочные сцены: зрителю подробно рассказывают о буднях многих персонажей, даже если они никак не влияют на сюжет.

Но минусом это можно считать только в том случае, если ожидать от «Благих знамений» типично американского сюжета с множеством сюжетных поворотов и динамики. Здесь тоже будут повороты, и для этого мы даже немного подправили концовку. Но все они разбавлены британской неторопливостью, юмором и акцентом на простой жизни героев.

Это театр двух актеров и большой толпы

С первых же серий становится понятно, что главное достоинство сериала – это исполнители главных ролей. Дэвид Теннант в роли демона Кроули и Майкл Шин в роли ангела Азирафаэля прекрасно захватывают все внимание, и каждая сцена с ними превращается в настоящую актерскую феерию.

К проработке персонажей они подошли со всей душой и не просто одели их в черную и белую одежду соответственно, а показали двух прямо противоположных персонажей. На образе Кроули стилисты и парикмахеры явно дали передышку. Демон с годами меняет прически, порой доходящие до полного абсурда, даже ночью носит стильные солнцезащитные очки, водит черную машину и вообще ведет себя нахально.

Впервые со времен легендарного «Доктора Кто» Теннанту позволено полностью раскрыться в мимике и движениях: он ходит, виляя бедрами, кривляясь, крича и размахивая руками. Сцена, где Кроули угрожает казнью своим любимым цветам, если они плохо вырастут, — настоящий моноспектакль (хотя это один из сюжетов, который можно безболезненно убрать из сценария).

Азирафаэль же всегда одет одинаково, держит книжный магазин и ведет себя скромно, как и подобает ангелу. Кроме того, он всегда очень смущается и всего боится. В этом комичном абсурде Майкл Шин часто напоминает Саймона Пегга, но играет его по-своему. Его заикание и невнятная речь — идеальный контраст с напористым Теннантом.

И все же они друзья. Их диалоги и перепалки прекрасно передают отношения двух близких людей, которые порой раздражают друг друга, но всегда готовы прийти на помощь. По классическому принципу таких историй, они ругаются при каждой встрече, потом мирятся и снова ругаются.

Но от таких сценок невозможно устать, ведь одни только актеры мимикой и жестами создают прекрасную комедию, а текстовый и ситуативный юмор лишь дополняет их яркость.

Чего нельзя сказать о некоторых других персонажах. Молодой Сэм Тейлор Бак, сыгравший ребенка-антихриста по имени Адам, очень старается, но его длинные монологи иногда выглядят слишком скучно. Но в последних сериях у него большая драматическая роль, да еще в стиле недавнего ужастика "Гори, гори ярко".

История встречи ведьмы Анафемы и потомка инквизитора Ньютона Пульцифера выглядит красиво, но постоянно теряется в других сюжетных линиях. А остальные ангелы и демоны, которых, кстати, сыграли отличные актеры, просто не успевают раскрыться - у них забавные, но уж слишком похожие роли.

Как ни крути, но все они остаются статистами на фоне главных героев. И хотя важная часть сюжета сосредоточена вокруг Адама и Анафемы, вам просто нужно дождаться появления Кроули и Азирафаэля на экране, чтобы насладиться остроумным диалогом.

Это типичный британский сериал со всеми его недостатками

Сериал «Благие знамения» вышел на американском стриминговом сервисе Amazon Prime и представлен как оригинальный проект платформы. Это может привести к ложным ожиданиям, поскольку все привыкли к высокобюджетным сериалам Amazon, таким как «Человек в высоком замке» или «Джек Райан». Тем не менее, «Благие знамения» — явно британский продукт.

Многие сцены сняты длинными кадрами, без купюр, поэтому действие кажется очень спокойным. Цветокоррекция выполнена в более мягких тонах, привычных для британского телевидения. Здесь даже вступление очень длинное, а музыка чем-то напоминает мелодию из Шерлока.

В первой и последней серии в глаза наверняка бросится слабый уровень спецэффектов. Это подчеркивает тот факт, что взрывы и демонические существа не являются самоцелью. И все же графика отстает от многих современных сериалов.

Но с другой стороны, «Благие знамения» избегают типичных проблем вещательных проектов из США: серии не заканчиваются лишними поворотами, первая и последняя серии не выбиваются из остальной атмосферы, а сама история выглядит совершенно связный - как шестичасовой фильм, порезанный на куски.

Сюжетная составляющая здесь построена по принципам драмы или даже детектива: все разрозненные сюжетные линии постепенно сходятся в одной точке и ведут к развязке. И поэтому, даже если начало покажется слишком медленным, к концу станет понятно, зачем все это было нужно.

Здесь каждый зритель сам для себя решит, что хорошо, а что плохо. Например, «Американские боги» того же Геймана превратили в стандартный американский проект, и он потерял значительную часть первоначальной идеи. «Благие знамения» сохранили свою аутентичность, но отчасти потеряли динамику и зрелищность.

Поэтому сериал в первую очередь понравится тем, кто любит британские комедии с их неторопливым темпом, простыми съемками и отличными диалогами. Только не ищите здесь блокбастера.

Отличный юмор, иногда на грани

И Терри Пратчетт, и Нил Гейман давно известны своими красочными шутками и зачастую провокационными темами. А если речь идет о сюжете, где в центре всего находится религия, то юмор иногда балансирует на грани допустимого.

Авторы не побоялись показать Рай сборищем бюрократов (на что явно намекает четкая иерархия ангелов) и вложили в уста Бога массу шуток. Монахини здесь поклоняются сатане, всадники апокалипсиса ездят на мотоциклах, а сбои мобильной связи и пробки — проделки бесов. Последнее, кстати, Гейман уже добавил от себя, чтобы приблизить действие к сегодняшним реалиям.

При этом острый социальный юмор смешивается с самым нелепым, вроде одержимости подсчетом сосков человека, вымышленных фамилий или даже визита инопланетян.

Эта комбинация оставляет место для постоянных сюрпризов. Логики от «Благих знамений» ждать не приходится: в любой момент все может измениться из-за вмешательства высших сил, очередного пророчества или просто глупого поступка. Вот почему шутки почти всегда срабатывают.

А за всем кроется главная ирония, которая становится главной моралью сериала: какой бы ни была первоначальная цель, все зависит от самого человека, его воспитания и череды случайностей.

Такие простые и чисто «земные» истины очень характерны для Терри Пратчетта – они актуальны во все времена и преподносятся в виде легких шуток.

Пожалуй, «Благие знамения» — не самый зрелищный и динамичный сериал. Но если вы прочувствуете неспешный сюжет и яркий юмор авторов, то шесть часов пролетят незаметно. Ведь здесь можно искренне переживать за героев, а заодно и посмеяться над нелепыми перипетиями.