Американский канал HBO совместно с британской сетью Sky выпускает новый мини-сериал, посвященный одной из самых страшных техногенных катастроф в истории — аварии на Чернобыльской АЭС.

Об этом событии уже снято множество документальных и художественных фильмов. Но из работ последних лет именно этот проект наверняка станет самым ярким высказыванием о трагедии. Ведь, несмотря на то, что сериал снимали американцы и европейцы, он получился действительно живым и реалистичным. Но главное, что в центре внимания не сама катастрофа, а ее последствия и реакция разных людей: от первых лиц до рядовых домохозяек.

Зловещий реализм

Первое и самое главное, что сделали авторы сериала — не превратили его в традиционный фильм-катастрофу. Хотя все предпосылки для этого есть. Но вместо того, чтобы показать на экране взрывы и разрушения, авторы показывают саму аварию с двух основных ракурсов. Изнутри - через реакцию работников станции - и издалека, как это видели обычные жители.

Сам взрыв выглядит как далекая яркая вспышка в окне простой советской квартиры. И это самое страшное, потому что очень многие его видели.

При этом работники станции не знают, как реагировать. Ведь многие просто не верят, что такое могло произойти. Кроме того, создатели «Чернобыля» пошли на еще более важный и жесткий шаг: добавили в первую серию настоящие записи переговоров после взрыва. Когда еще считалось, что горит только крыша на станции, туда и были посланы пожарные.

Здесь жутковато само осознание катастрофы, последствия которой зритель уже знает, а герои еще нет. Пока на станции пытаются понять, что произошло, люди вместе с детьми выходят посмотреть на огонь и даже удивляются его красоте.

И такие бытовые сцены пугают еще больше. Медсестры в больнице сбрасывают зараженную одежду. Один из центральных персонажей, ученый Валерий Легасов, читает доклад, и у него от испуга начинают трястись руки.

Это хуже любого выдуманного монстра, который разрушает города в фильмах. Ведь все показывает настоящую человеческую реакцию на реальные события. Замалчивание трагедии, паника вокруг больницы, куда людей не пускают к родственникам - этому уделяется не меньше внимания, чем рассказу о самой катастрофе и ликвидации ее последствий.

И тут даже сложно выделить главного героя. Легасову посвящено больше времени, чем остальным. С него, вернее, с его смерти через два года после взрыва и начинается весь сюжет. Но в целом сериал охватывает реакцию совершенно разных людей и показывает трагедию глазами как высших чинов, так и жены простого пожарного.

Советские будни

Не менее важно, что авторы сериала смогли не вдаваться в излишнюю «клюкву», создавая визуал и сюжет. Буквально с первых же кадров поймавшие восьмидесятые узнают самые типичные бытовые моменты: блюдца с позолоченной каймой, мусорное ведро с крышкой, дворнягу, советские обои на стенах, одежду.

Все это позволяет быстро забыть об иностранном происхождении проекта. Причем актеров подбирали очень тщательно, избегая неестественного голливудского лоска. Джаред Харрис даже похож на своего реального прототипа Валерия Легасова. Стеллан Скарсгард не так похож на Бориса Щербину, но вполне похож на типичного партийного лидера.

Большинство главных героев не переигрывают, не выглядят карикатурно и не пытаются копировать славянское произношение. Они просто играют роли живых людей, и буквально через 10 минут забывается, что они не говорят по-русски.

Конечно, в некоторых моментах не обошлось без эксцессов. Особенно это касается советского руководства: герои несколько раз разражаются тирадами о Ленине, партии и стране, и в напряженной обстановке это выглядит почти комично. А обычные люди называют друг друга товарищами и обращаются друг к другу по имени и фамилии.

Но придраться к этому захотят только самые скептически настроенные зрители. Ведь реалистичности атмосферы советской жизни может позавидовать большинство российских проектов последних лет.

Помимо уже упомянутых записей переговоров, в сериале можно услышать объявления на русском языке и даже стихотворение Константина Симонова, которое читается по радио. А в контексте событий это начинает звучать еще страшнее.

По русским обычаям, только пожарища Рассыпались за нами по русской земле, Товарищи умирали на глазах, По-русски рубаха рвалась на груди.

Правда и вымысел

Создается впечатление, что при создании сериала авторы усвоили одну главную истину. Чернобыльская катастрофа ужасна сама по себе, ничего не надо придумывать. В этой аварии, ее последствиях и расследовании обстоятельств уже достаточно трагедии. Так что для того, чтобы создать по-настоящему цепляющую историю, им достаточно было пересказать, что было на самом деле, и дополнить ее небольшими описаниями жизни простых людей.

Ведь в случае с рассказом о катастрофе на Чернобыльской АЭС реальность хуже любого вымысла.

Это не означает, что авторы точно следуют букве документов. Есть и просто художественные дополнения, и персонажи, которых не было в реальности. Есть и фактические ошибки: например, падение вертолета, зацепившегося за кран, показано через сутки после аварии. На самом деле это произошло через полгода.

Трудно сказать, недоработка это сценаристов или сознательный художественный ход, но на общем фоне такие нестыковки теряются. Что еще более важно, «Чернобыль» не пытается конкретно показать, что правильно, а что нет. Здесь все неоднозначно. И та же Щербина, производящая впечатление типичного бюрократа, потом часто принимает здравые решения. А Легасов, наоборот, говорит людям в винной лавке, что им не о чем беспокоиться.

В поступках большинства персонажей просвечивают чисто человеческие мотивы. Кто-то пытается переложить вину на кого-то другого, кто-то готов рискнуть собой ради спасения людей, кто-то просто отказывается верить в происходящее. Но ни для кого не секрет, что руководство действительно пыталось скрыть саму аварию и ее последствия, оставив жителей Припяти в неведении на недопустимо долгое время.

Пренебрежение к людям – лейтмотив всей истории. Но это не критика советского строя только ради критики, а еще один важный момент, который в сериале пугает своей реалистичностью. Многие умирают, даже не понимая почему, жителей эвакуируют без объяснения причин. И все это выглядит ужасно обыденно.

На фоне такого контента глаз даже не замечает качества съёмки, но они здесь действительно на высшем уровне. В жестких динамичных моментах это тряска с рук, в затяжных дальних планах - съемка с воздуха. Бытовые сцены сменяются кадрами умирающих животных. Но все это не нарушает общего сдержанного стиля сериала, снятого в бледных тонах, будто картина посыпана пеплом от взрыва.

О катастрофе на Чернобыльской АЭС снято много и наверняка будет снято еще не раз. Но сегодня сериал HBO «Чернобыль» выполняет все возложенные на него задачи. Он напоминает, что катастрофа, с годами ставшая своеобразным мифом и сюжетом для вымысла, на самом деле привела к страшным последствиям для многих тысяч людей. И, что хуже всего, мало кто это осознавал в момент аварии.