Джим Джармуш всегда создает фильмы по собственному сценарию и на своих условиях. Его картины легко узнать, ведь режиссер снимает в особом стиле, отказываясь от динамики сюжета и ярких красок. Так он заставляет зрителя обращать внимание на мелочи: простые жизненные ситуации, музыку, пейзажи и, главное, разговоры.

За годы творчества Джармуш снял много полнометражных фильмов. Но каждый из них заслуживает внимания.

1. Отпуск без конца

Постоянный отпуск

  • США, 1980-е
  • Драма, комедия
  • Продолжительность: 75 минут
  • IMDb: 6,4

Молодой Олли бродит по Нью-Йорку. Он знакомится со странными людьми, навещает свою психически больную мать и все время мечтает стать таким, как Чарли Паркер. А потом Олли угоняет машину, чтобы продать ее и уплыть в поисках лучшей жизни.

Поработав ассистентом у легендарного режиссера Николаса Рэя, Джим Джармуш решил снять свой первый фильм. Картина обошлась автору всего в 15 тысяч долларов, но критики высоко оценили стиль и нестандартный подход к работе.

Уже в «Отпуске без конца» можно увидеть приемы, которые Джармуш будет использовать в большинстве своих следующих работ: любовь к длинным пустынным пейзажам, неторопливый темп повествования и акцентирование внимания не на глобальных событиях, а на мелочах жизни.

2. Страннее, чем в раю

Страннее, чем рай

  • США, Германия, 1984 год.
  • Драма, комедия.
  • Продолжительность: 89 минут.
  • IMDb: 7.6.

Венгерский иммигрант Вилли давно поселился в Нью-Йорке. Неожиданно к нему на 10 дней приезжает его кузина Ева. За это время Вилли успевает привязаться к девушке. А через год вместе с другом Эдди едет к ней в гости. Это начало перемен в их жизни.

Картина возникла из получасового тезиса Джармуша «Новый мир». Он снял несколько эпизодов и превратил их в полнометражный рассказ.

Как и первый фильм, «Более странно, чем в раю» задал тон режиссерскому стилю. Герои Джармуша всегда куда-то идут. Тема движения, транспорта, а также жизни в отелях будет мелькать в большинстве его работ.

И, конечно же, нельзя не заметить, что Джармуш любит снимать черно-белые фильмы.

3. Преступник

Вниз по закону

  • США, 1986
  • Драма, комедия, криминал
  • Продолжительность: 107 минут
  • IMDb: 7,8.
  • DJ Zach в очередной раз потерял работу из-за своего упрямства. Желая получить деньги, он соглашается перегнать угнанную машину, но попадает в тюрьму. Там он знакомится с сутенером Джеком и итальянцем Роберто, который знает всего несколько фраз на английском. Вместе трио решает сбежать.

    Этот фильм также снят в черно-белой гамме и снова ярко отражает подход Джармуша: главное в его картинах — человеческое общение и пересечение судеб. Здесь нет излишнего драматизма, просто герои встречаются, разговаривают, а потом расстаются навсегда.

    Актерский состав также заслуживает отдельного упоминания. Еще с первых фильмов режиссер старался не останавливаться только на американских актерах, рассказывая о судьбе выходцев из других стран. Outlaw продолжил эту традицию. Главные роли в фильме исполнили итальянцы Роберто Бениньи и Николетта Браски.

    Кроме того, одну из главных ролей исполнил музыкант Том Уэйтс. Впоследствии они с Джармушем очень подружились. Уэйтс появился в следующих работах режиссера и написал саундтреки к его фильмам.

    Том также является членом игрового клуба «Сыновья Ли Марвина», основанного Джармушем. Это люди, похожие на сыновей актера Ли Марвина (он был высокого роста, с седыми волосами и очень низким голосом).

    4. Таинственный поезд

    Таинственный поезд

    • США, Япония, 1989
    • Драма, криминал, комедия
    • Продолжительность: 110 минут
    • IMDb: 7,6 .

    События трех рассказов происходят в номерах отеля «Аркадия» в Мемфисе. Первая история о молодой паре японских рок-н-ролльщиков, посетившей дом Элвиса Пресли и Карла Перкинса. Во втором итальянка, сопровождающая гроб мужа, идет гулять по городу, и ее обманывают на каждом углу. Странствия приводят девушку в ту самую «Аркадию», где она снимает комнату у незнакомца, сбежавшего от буйного парня. А третья новелла посвящена как раз этому парню, который напивается со своими друзьями.

    Начиная с «Таинственного поезда», Джармуш регулярно делит свои фильмы на несколько частей. Фрагменты рассказов объединены общим местом действия или какими-то небольшими отсылками, но каждый рассказ вполне самодостаточен.

    «Таинственный поезд» снова собирает актеров из разных стран, а режиссер пригласил музыканта Скримина Джея Хокинса, чью песню можно услышать в фильме «Более странно, чем в раю». В работе над фильмом также участвовал Том Уэйтс — его голос звучит по радио.

    И кстати, тщательный подбор голосов — одна из причин, по которой Джармуш выступает против дублирования своих фильмов. Он считает, что звук в контексте диалогов актеров должен оставаться неизменным.

    5. Ночь на земле

    Ночь на Земле

    • США, 1991
    • Драма, комедия
    • Продолжительность: 129 минут
    • IMDb: 7,8

    В пяти мегаполисах мира происходят неожиданные встречи в такси. В Лос-Анджелесе шофер подвозит агента по кастингу и получает возможность пройти прослушивание. В Нью-Йорке иммигрант из Германии разрешает клиенту водить машину. В Париже таксист ведет слепую женщину на традиционную прогулку. Водитель-римлянин решает рассказать пассажиру о своем сексуальном опыте. Наконец, в Хельсинки таксист рассказывает пьяным друзьям о своей мертвой дочери.

    Джармуш снова разделил свой фильм на несколько частей, а всю музыку написал Том Уэйтс. По словам режиссера, сценарий он придумал всего за неделю, но потом производство затянулось.

    Съемки в разных странах вызывали трудности: в Италии съемочную группу арестовали из-за отсутствия паспортов, а в Финляндии машина сломалась прямо на трамвайных путях, едва не вызвав аварию.

    Но самое сложное, по словам Джармуша, это снимать в настоящей машине.

    6. Мертвец

    мертвец

    • США, Германия, Япония, 1995
    • Драма, вестерн
    • Продолжительность: 121 минута
    • IMDb: 7,7 .

    Бухгалтер по имени Уильям Блейк приезжает на Дикий Запад в поисках работы. После череды несчастных случаев за его голову назначается награда. Сам он, будучи раненым, прячется в лесу, где встречает индейца по имени Никто. Он принимает Блейка за своего тезку — известного поэта — и решает помочь беглецу.

    Имя легендарного Уильяма Блейка используется в фильме не только для начала сюжета. На картинах Джармуша персонажи часто цитируют или хотя бы читают известных поэтов.

    В «Мертвце» режиссер вернулся к целостному повествованию, но снова отказался от колорита. Кроме того, он добавил в сюжет двусмысленности в духе Дэвида Линча. Он считает, что зритель сам может решить, в какой момент умер главный герой и какую часть истории считать вымыслом.

    Не менее интересно создание саундтрека к фильму. Композитор Нил Янг только что посмотрел черновик фильма и поиграл на гитаре. Некоторые из этих импровизаций в итоге вошли в картину.

    7. Год Лошади

    Год Лошади: Нил Янг и Crazy Horse Live

    • США, 1997
    • Документальный, музыка
    • Продолжительность: 106 минут
    • IMDb: 6,6

    Документальный фильм о концертном туре 1996 года Нила Янга и его группы Crazy Horse. Съемки перемежаются редкими записями из архива группы и интервью с музыкантами.

    Джармуш подошёл к работе нестандартно. «Год Лошади» не похож на традиционный фильм-концерт. Записи выступлений и разговоров с музыкантами иногда прерываются клипами с абстрактным и почти психоделическим визуалом.

    8. Пес-призрак: Путь самурая

    Собака-призрак: Путь самурая

    • США, Германия, Франция, Япония, 1999
    • Драма, криминал, боевик
    • Ход: 116 минут
    • IMDb: 7.5 .

    Наемный убийца по кличке Пес-призрак живет по законам чести самурая. Однажды итальянская мафия спасла ему жизнь, и Пес-призрак поклялся служить ему. Но выполнив очередное задание, он сам становится мишенью для мафии.

    Этим фильмом Джармуш предвосхитил очередной виток моды на азиатское кино. Позже Квентин Тарантино выпустит «Убить Билла», София Коппола выпустит «Трудности перевода», а затем к этой теме обратятся и другие режиссеры.

    Однако Джим Джармуш снова отошел от традиции и сделал все по-своему. В «Таинственном поезде» он изобразил азиатов фанатами рок-н-ролла, а в «Псе-призраке» сделал чернокожего актера самураем.

    9. Кофе и сигареты

    Кофе и сигареты

    • США, Япония, Италия, 2003 г.
    • Драма, комедия
    • Продолжительность: 95 минут
    • IMDb: 7.1 .

    Сборник множества рассказов, не связанных друг с другом. В каждом по несколько человек. Они пьют кофе, курят сигареты и просто разговаривают. Каждый раз о чем-то другом.

    Джармуш начал работать над этим фильмом еще в 1986 году во время съемок фильма «Вне закона». Так появилась шестиминутная короткометражка, главные роли в которой исполнили Стивен Райт и Роберто Бениньи.

    Затем на протяжении многих лет режиссер снимал различные эпизоды. В 1989 году появилась «Мемфисская версия» о близнецах, спорящих о том, кто из них злой. А в 1993 году — «Где-то в Калифорнии». В этом романе Том Уэйтс и Игги Поп обсуждают, как бросить курить.

    В окончательный вариант картины вошли 11 таких сюжетов. И всех их объединяет несколько параметров: черно-белая картинка, кофе, сигареты. И самое главное — полное отсутствие какой-либо динамики, персонажи просто разговаривают.

    10. Сломанные цветы

    Сломанные цветы

    • США, Франция, 2005
    • Трагикомедия, роуд-муви
    • Продолжительность: 106 минут
    • IMDb: 7.2 .
    • < /ул>

      Пожилой бабник Дон Джонстон получает письмо. Одна из бывших подружек сообщает, что 20 лет назад, сразу после расставания с ним, она обнаружила, что беременна. Она ни о чем не просит Дона, просто пишет, что ее подросший сын сейчас пытается найти отца. Герой решает посетить всех своих бывших подружек, чтобы узнать, кто отправил письмо.

      По сюжетному построению этот фильм можно назвать самым массовым среди работ Джармуша. Действие здесь часто склоняется к традиционной драме или даже мелодраме.

      Но все же режиссер не стал заканчивать картину однозначным хеппи-эндом, позволив зрителю самостоятельно продумать финал. А для самых внимательных добавили интересную «пасхалку»: в одной из сцен появляется настоящий сын Билла Мюррея, сыгравший главную роль.

      11. Лимит контроля

      Пределы контроля

      • США, Япония, 2009
      • Драма, криминал, роуд-муви
      • Продолжительность: 116 минут
      • IMDb: 6 ,3.< /li>

      Одиночка без имени получает инструкции по выполнению своей миссии. Неизвестно, что он должен делать и как это произойдет. Но каждый человек, которого он встречает, дает ему совет, как найти следующую подсказку. Персонажи общаются на разных языках и говорят общими словами. Но он ведет один к своей цели.

      После очень легкого и традиционного фильма «Сломанные цветы» Джим Джармуш выпустил самую странную свою работу. Фильм был воспринят неоднозначно, потому что в нем нет никакого содержания. Только отвлеченные разговоры и множество цитат из классических произведений.

      Но со временем картина стала поистине культовой. Он показывает торжество формы над содержанием и заставляет зрителя искать смысл даже там, где его нет.

      12. Выживут только влюбленные

      Выживут только любовники

      • Великобритания, Германия, 2013 г.
      • Драма, фэнтези
      • Продолжительность: 123 минуты
      • IMDb: 7.3.
      • Древние вампиры Адам и Ева живут далеко друг от друга. Он играет рок-музыку и ненавидит людей. Она любит говорить о поэзии и следит за модой. Когда Адам впадает в депрессию, Еве приходится выбираться из дома и лететь к нему. Но обстоятельства и не самые любимые родственники только усложняют ситуацию.

        Эту картину можно считать признанием Джармуша в любви к поэзии и музыке. С его точки зрения, даже существа, жившие сотни лет, обретают смысл существования только с помощью искусства. Картинка фильма насыщена кадрами с музыкальными инструментами, а фоном часто звучат стихи.

        Что же касается самого сюжета, то после первых пробных просмотров режиссера раскритиковали за то, что в фильме мало действия. Потом перемонтировал картинку, убрав почти все динамичные сцены. Так он хотел показать, что действие в нем не главное.

        Посмотреть в iTunes →

        13. Дай мне опасность. История Игги и The Stooges

        Дай мне опасность

        • США, 2016
        • Документальный, музыкальный
        • Продолжительность: 108 минут
        • IMDb: 7.2

        И еще один документальный фильм о музыкальной группе. На этот раз это история The Stooges и их лидера Игги Попа. В фильме собраны архивные кадры, интервью с музыкантами и множество отсылок ко всей поп-культуре времен расцвета группы.

        Кстати, по слухам, Игги Поп также является членом клуба Lee Marvin Sons. Кроме того, Джармушу нравится творчество The Stooges. По его словам, этот фильм — «признание в любви, возможно, лучшей группе в истории рок-н-ролла».

        Посмотреть в iTunes →

        14. Патерсон

        Патерсон

        • США, 2016
        • Драма, мелодрама
        • Продолжительность: 118 минут
        • IMDb: 7,4

        Патерсон работает водителем автобуса в Патерсоне, штат Нью-Джерси. Он проводит вечера с любимой женой и пишет стихи, даже не планируя их публиковать. Но однажды из-за рокового стечения обстоятельств он теряет все, что написал.

        «Патерсон» — еще один гимн поэзии. Классические произведения перемежаются стихами, написанными специально для фильма. В противном случае Джармуш возвращается к своему первоначальному стилю.

        В картине нет серьезных конфликтов, а действие концентрируется на мелочах жизни. Операторская работа минималистична, но полностью передает неторопливость повествования.

        Главные роли исполнили актеры из разных стран. К американцу Адаму Драйверу присоединились Голшифте Фарахани из Ирана и японец Масатоши Нагасе.

        Посмотреть в iTunes →