1. Золотые монеты — типичная средневековая валюта

Писатели-фантасты в большинстве случаев не заморачиваются с финансовой системой. Герои обычно используют монеты одного номинала, и сделаны они из золота. Изредка, правда, встречаются серебряники и медники, но в основном все завязано на этот драгоценный металл.

Кружка пива? Одно золото. Ночь в таверне? Десять золотых. Этот красивый чистокровный жеребец? 1000 золотых монет - выверни карманы наизнанку и катайся, куда хочешь!

Очевидно, что создатели видеоигр, книг и фильмов просто не хотят усложнять себе жизнь лишними вычислениями. А ведь в настоящее Средневековье многие люди всю жизнь прожили, не держа в руках ни одной золотой монеты.

Например, вот как описывает финансовую систему Англии XIV века историк Кристофер Дайер: «Дешевый меч можно было купить за шесть пенсов, то есть 1/40 фунта стерлингов. В год средний неквалифицированный рабочий зарабатывал от одного до двух фунтов стерлингов. зарабатывать 5-10 фунтов стерлингов в год».

Самые распространенные золотые монеты той эпохи стоили где-то около шести шиллингов — чуть меньше трети фунта. Так что для большинства людей это было как минимум несколько недель, если не месяцев дохода.

Так что блуждание по различным фэнтезийным мирам авантюристов, покупающих еду и ночлег за золото, выглядит нелепо. С таким же успехом в современном мире они могли бы купить чашку кофе за пару сотен долларов.

2. Лучшее оружие гномов — топор

Мы уже рассказывали, что боевые топоры и молоты в фэнтези напрасно представлены тяжелыми и сокрушительными громадами. Реальные средневековые образцы этого оружия были легкими — от 0,5 до 1,5 килограмма — и снабженными небольшими клинками для увеличения пробивной силы.

Еще одно клише связано с топорами и молотами в фэнтезийных сериалах и книгах — ими регулярно экипируются викинги и различные гномы и гномы.

Бородатый карлик с топором стал одним из самых устойчивых образов в фэнтези благодаря Гимли, персонажу «Властелина колец».

Но если бы эти существа существовали в реальности, они бы считали боевые топоры и молоты весьма непрактичным оружием. Дело в том, что эти вещи наносят урон из-за замаха и достаточно требовательны к длине рук и росту владельца.

Даже очень сильный мужчина ростом 1,5 метра будет менее эффективно владеть топором, чем его противник ростом выше 180 см.

Гномы были бы намного опаснее с колющим оружием — копьями, пиками, колющими мечами вроде римских гладиусов или французских эстоков, или даже рапирами.

Во-первых, такое снаряжение позволяет наносить гораздо более опасные раны, затрачивая на это меньше усилий. Во-вторых, заблокировать удар эстоком или рапирой труднее, чем отразить удар топора. И в-третьих, копья и колющие мечи позволяют эффективнее удерживать противника на расстоянии, что жизненно необходимо для невысокого фехтовальщика.

Те же викинги, например, в реальности отдавали предпочтение копьям - топорами в плотном строю просто некуда махнуть. Топор оставался оружием последней инстанции - им было удобнее рубить дрова или забивать при случае гвоздь в драккар, чем мечом.

3. Рыцарь едет на верном и единственном коне

Одинокий всадник на своем коне, преодолевающий множество препятствий и совершающий немыслимые подвиги, — типичный фэнтезийный персонаж. Иногда благородный рыцарь несет перед собой более слабого товарища, которого поклялся защищать, или прекрасную даму.

В фэнтези лошади практически не едят, очень мало спят и способны проскакать пару сотен километров, да еще и со стокилограммовым человеком в доспехах на горбу. При необходимости они также могут форсировать водные преграды вплавь и передвигаться по любой дороге — грунтовой, каменной или гравийной.

Вам также нужно привести благородную девушку? Не проблема, пусть прыгает.

На самом деле лошадь имеет тенденцию довольно быстро утомляться и истощаться, особенно при перевозке человека с тяжелой амуницией.

Поэтому любой рыцарь, желавший выйти за ограду своего поместья, был обязан взять хотя бы одно запасное животное, чтобы чередоваться между ними. Три коня это вообще сказка. И не забывайте, что их нужно поить, кормить, чистить и давать спать.

4. И путешествует один

Между прочим, рыцари путешествовали не в одиночку. Ну просто потому, что им нужен был человек, который бы ухаживал за лошадьми, а также чистил доспехи и обустраивал лагерь.

Знатные воины двигались по крайней мере с одним оруженосцем. Чаще — в составе отряда под названием «копье», состоящего из самого рыцаря, двух слуг или оруженосцев, а также нескольких мечников, копейщиков и лучников.

Почему в романах, рассказывая о подвигах знатных конных владык в сияющих доспехах, никто специально не упоминает сопровождающую их орду? Ну просто считать всю эту статистку полноправными участниками авантюры было как-то не по-рыцарски, поэтому факт их присутствия в тексте можно было деликатно обойти.

5. Переехать из одного населенного пункта в другой — плевое дело

Большинство фантастических сериалов и книг посвящены путешествиям. Герои путешествуют туда-сюда, посещают разные страны, знакомятся со всякими интересными личностями — в общем, исследуют мир как могут. Однако в настоящем средневековье вы бы вряд ли сделали карьеру тревел-блогера.

Многие люди, которым довелось родиться в то время в Европе, всю жизнь прожили в родной деревне. А о том, что происходит в дальних странах, знали в лучшем случае из пересказов чужих приключений.

Конечно, были и исключения – купцы и паломники, посещавшие другие государства с целью наживы или испытаний.

Но путешествовать даже на небольшие расстояния было гораздо сложнее, чем путешествовать героям Вестероса от Стены до столицы и обратно.

Инфраструктура в те времена была так себе: не было ни железных дорог, ни самолетов, а иногда не было и нормальных путей для пешего или конного передвижения. Не у всех была личная лошадь.

По словам историка Кэтрин Олсон из Бангорского университета, средневековый путешественник мог преодолевать в день 25–40 километров пешком или 30–50 километров верхом. Дороги и тропы были плохими, а вывихнутая лодыжка означала в большинстве случаев замерзание ночью или гибель диких животных.

Или бандиты: нападения на одиноких путников были очень распространены, поэтому в Средние века паломники и торговцы передвигались группами — для безопасности. Есть также много историй о том, как люди были ограблены и даже убиты попутчиками.

Значительная часть средневековых путешественников погибла не от врагов, а просто из-за несчастных случаев, от которых не был застрахован даже самый знатный вельможа.

Так, император Священной Римской империи Фридрих I в 1190 году во время Третьего крестового похода утонул при переходе через реку Салеф верхом. В 1450 году 200 человек, пришедших в Рим в качестве паломников, упали с моста Сант-Анджело и тоже погибли.

А один летописец Первого крестового похода описал, как в гавани Бриндизи на юге Италии пошло на дно сразу 400 верующих.

6. В любом лесу можно найти приличную гостиницу

Неотъемлемым элементом фэнтезийных произведений являются таверны, кабаки, кабаки и прочие подобные забегаловки. Заблудившийся в лесу путник легко наткнется на одну из таких после недолгих блужданий, так как в них тыкают на каждом шагу.

Герои находят убежище в тавернах, спасаются от врагов, собираются и обсуждают планы за кружкой хорошего эля, слушают сплетни местных жителей. А потом идут ночевать в комнаты на верхнем этаже, где, вероятно, делят матрас с какой-нибудь взбалмошной горничной.

Но в реальной Европе XI-XIV веков таких заведений, мягко говоря, не было.

В сельской местности в Средние века не было большого смысла содержать таверны и постоялые дворы, потому что путешественников там было немного. Настоящая средневековая таверна – это всего лишь дом крестьянина в деревне, решившего подзаработать.

Хозяин варит пиво, эль или сидр, вешает вывеску о том, что в этом доме есть выпивка, и угощает односельчан за деньги - вот и весь бизнес.

За определенную плату он может разместить вас на матрасе или даже положить в одну кровать со своей семьей, если захочет, но не рассчитывайте на отдельную комнату и хорошеньких горничных. Такой вот средневековый коливинг. И не факт, кстати, что в таком месте примут человека, которого никогда раньше не видели.

В городах существовало что-то более похожее на фантазийные кабаки - винные и пивные заведения, куда рабочие приходили выпить за деньги. Но спать там было невозможно.

7. А типичный трактирщик - необразованный ворчун с грязной тряпкой

Мы привыкли думать, что стереотипный средневековый трактирщик — это дородный мужчина в заляпанном фартуке, который за прилавком вытирает грязной тряпкой деревянную кружку.

Покупателям хамит - "Раздай золото или убирайся!" - и уж точно не похож ни на богача, ни на знатного дворянина. Так что этот образ тоже далек от истины.

Помимо городских кабаков и случайных питейных заведений, которые крестьяне устраивали в своих домах, в Средние века существовал еще один класс заведений, которые можно сравнить с фантазийными кабаками.

Это были постоялые дворы, располагавшиеся в городах на базарах и ярмарках. Они принимали не кого попало, а дворян, путешествующих с дипломатическими миссиями, купцов и других богатых господ. Больше ловить было нечего.

Такой двор был не только гостиницей, но и рынком, складом для товаров, местом заключения сделок и даже банком.

Владельцами таких заведений были как минимум зажиточные люди, а то и важные шишки в административных органах.

Например, есть записи о том, что некий Ричард Кингсмилл, трактирщик, живший между 1455 и 1470 годами, был королевским констеблем, затем городским судебным приставом, магистратом, членом парламента и налоговым инспектором, торговцем сукном, вином, фруктами и рыбой, владелец отар овец и крупный землевладелец.

Это не мешало ему разливать бухло заезжим купцам и вельможам, а наоборот, помогало завязывать полезные знакомства.

8. В Средние века пушками никто не пользовался

Создатели фантастических фильмов и книг ненавидят порох. Поэтому в произведениях с намеком на Средневековье герои стреляют друг в друга из луков и арбалетов, а при осаде замков используют требушеты и катапульты. Пушки считаются совершенно неуместными в этом сеттинге.

Но на самом деле порох известен в Европе как минимум с 1300-х годов. В итальянском замке Монте-Варино, например, был найден самый ранний образец огнестрельного оружия, датируемый 1326 годом.

Англичане использовали пушки в битве при Креси в 1346 году, французы в битве при Кастийоне в 1453 году. А Жан Бесстрашный, герцог Бургундский, в 1421 году имел личную армию, вооруженную 4000 ручными пушками.

Рыцарские доспехи и мечи прекрасно уживались с пищалями и мушкетами. И защищали от них, кстати, чище любого бронежилета.

Поэтому, когда в очередном фэнтези нам показывают что-то вроде Высокого Средневековья с роскошными замками, кораблями и принцессами, а войны там до сих пор ведутся по принципу «две толпы с дреколем встретились», это выглядит немного нелепо .