1. Вампир должен превратиться в летучую мышь и сгореть на солнце
Принято считать, что типичный уважающий себя вампир просто обязан превратиться в летучую мышь. Как вариант - целой стаей летучих мышей. Ну или в крайнем случае он должен хотя бы уметь управлять летучими мышами.
Но традиционные вампиры, упыри и упыри из европейского фольклора никогда не имели возможности превращаться в этих существ.
Дело в том, что кровососущие летучие мыши из Латинской Америки были обнаружены только в 16 веке, и никак не могли повлиять на персонажей фольклора Старого Света. Американских летучих мышей назвали вампирами в честь литературных персонажей, а не наоборот.
Идея связать этих существ и упырей впервые пришла, видимо, Брэму Стокеру, автору знаменитого «Дракулы». И только потом его отняли книги-подражания, а потом и фильмы ужасов.
И да, кстати: нигде в фольклоре не сказано, что вампиры боятся солнца и умирают от него. В сказках упыри легко приходят к жертвам средь бела дня.
2. А еще иметь острые зубы и бледное лицо
Другими атрибутами, придаваемыми вампирам голливудскими фильмами, являются привлекательная внешность, бледная кожа и два торчащих из-под верхней губы острых клыков.
Но суровые кровопийцы из фольклора средневековой Европы были далеки от этого образа. Их описывали как мертвых, «раздутых, румяных и пурпурных» от питья крови. Он также часто сочился изо рта или носа, а волосы, зубы и ногти отрастали, пока гуль лежал в гробу. Торчащие клыки и бледность первоначальных вампиров отсутствовали.
Интересный момент: упырь часто держал левый глаз открытым, чтобы его не застали врасплох.
Вампиры носили, как правило, льняные саваны, в которых их хоронили. Впрочем, иногда покойник, слишком долго пролежавший в гробу, мог съесть этот наряд с голодухи.
И к радости фанатов «Сумерек»: фольклорные вампиры действительно сексуально домогались живых женщин в сказках, прямо как в кино. Это был особенно грех умерших мужей, возвращающихся к своим женам. Правда, учитывая описанный вид этих существ, радоваться тут было нечему.
3. Оборотнями и вампирами становятся после укуса
Фрагмент фильма "Ван Хельсинг"
На самом деле эта эффектная идея отсутствовала в оригинальных фольклорных сюжетах. Концепция заражения через укус теперь совершенно ясна для людей, которые слышали о болезни, называемой бешенством. Но средневековые европейцы не знали о болезнетворных микроорганизмах в слюне.
Поэтому придуманные ими ликантропы и упыри стали таковыми из-за мистических сил, а не путем передачи вирусов через ротовую полость.
Так, колдуны иногда добровольно превращались в оборотней, натираясь волшебными мазями или надевая шкуру волка, причем не обязательно в полнолуние.
Или для этого совершались другие обряды: например, нужно было воткнуть нож в пень и перепрыгнуть через него кувырком. Или спите на улице в летнюю ночь в определенную среду или пятницу. Или пить воду из специального ручья или из шкуры животного.
Превращение в волка или другое чудовище также могло быть наказанием, которое Бог послал грешникам, или злой шуткой дьявола. Интриги колдуна также могли вызвать его.
Вампирами после укуса тоже не стали - методы были более мистические. Например, если через мертвого человека перепрыгнет собака или кошка, у него есть хорошие шансы превратиться в гуля.
Самоубийцы, которые были отлучены от церкви, похоронены вне освященной земли кладбища или в нарушение погребальных ритуалов, также были потенциальными кандидатами в гули.
4. Франкенштейн — ужасный монстр, созданный из частей человеческих тел
Когда хотят описать кого-то или что-то безобразное, говорят: «Ну, Франкенштейн!». Но это неправильно. Виктор Франкенштейн в романе Мэри Шелли был молодым швейцарским студентом из знатной семьи, и образ его не был отталкивающим.
Уродливое существо, которое он сделал из кусков человеческих тел, в романе называлось просто существом или чудовищем - имени у него не было.
5. А появился он благодаря удару молнии
Еще кое-что о нашем налаженном с ног до головы знакомстве. Идея о том, что чудовище было оживлено гальванической энергией молнии, возникла из экранизаций истории о Франкенштейне и его творении. Ничего подобного в оригинале не было.
В книге Мэри Шелли описывает, что при воскрешении существа использовались некие «химические устройства», и весь этот процесс был отвратительным. Использование молний не упоминалось, хотя в другом месте романа упоминалось, что Виктор Франкенштейн изучал «теорию электричества» в возрасте 15 лет.
6. А горбун Игорь помог ученому в создании монстра
Опять же, это более позднее изобретение. Создатели «Франкенштейна» (1931) добавили в фильм уродливого горбатого лаборанта по имени Фриц, чтобы помочь Виктору. Этот персонаж отсутствовал. в романе Мэри Шелли.
В других, «Сыне Франкенштейна» (1939) и «Призраке Франкенштейна» (1942), на экране появляется новый герой: кузнец со сломанной шеей по имени Игорь. Он воскрешает монстра, чтобы использовать его как оружие мести. И этот персонаж не был ни горбуном, ни лаборантом.
Видимо, образы Игоря в исполнении Белы Лугоши и Фрица в исполнении Дуайта Фрая смешались в общественном сознании, и появился лаборант Игорь. Он появился во многих произведениях, основанных на истории Франкенштейна.
7. Главного сенобита зовут Пинхед
Все любители ужасов знают этого красавца в стильном кожаном плаще и с вбитыми прямо в череп гвоздями. Его обычно называют Pinhead, «булавочная голова». Впервые он появился на экране в фильме «Восставший из ада» (1987).
Вот только имя Пинхед ему дали гримеры и съемочная группа, а фанаты его подхватили. Создатель персонажа, сценарист и режиссер Клайв Баркер назвал его Главным сенобитом, или Жрецом Ада. А в одном из интервью он признался, что ему не нравится название его творения. Он считает, что имя Пинхед не подходит повелителю боли.
8. Человека можно разрезать пополам проволокой
В «Пункте назначения», «Корабле-призраке», «Повороте не туда», «Пираньях» и многих других фильмах ужасов люди гибнут из-за внезапного столкновения с проводом или кабелем. Длинная тонкая стальная нить разрезает человека пополам, он стоит еще какое-то время, не понимая, что ему конец, а потом разваливается. Выглядит жутковато, правда?
Да, это страшная, но абсолютно нереальная смерть. Проволока, движущаяся с большой скоростью, может сильно порезать тело, сломать кости, сломать шею, но отделить голову от туловища и даже туловище от таза не получится.
Физик Рэндал Манро однажды посвятил целую статью расчету скорости, с которой должен бежать человек, чтобы его разрубило пополам проволока. И пришел к выводу, что стальная нить порвется раньше. Правда бегуну от этого лучше не станет и он умрет от потери крови или перелома позвоночника, но голова останется на месте.
Несмотря на хрупкость человеческого организма, он все же крепче сыра или вареного яйца.
Советским партизанам, использовавшим проволочные ловушки против врагов на мотоциклах, в памятках рекомендовалось добивать их или брать в плен. Вряд ли это было бы необходимо делать, если бы людей резало пополам проводами на лету.
Более того, иногда байкерам, врезавшимся в проволоку, удается вообще обойтись без серьезных травм, хотя и получают в процессе ранение в шею.
9. Бензопила — отличное оружие
Благодаря фильму «Техасская резня бензопилой» (1974) этот сельскохозяйственный инструмент стал прочно ассоциироваться с убийством и членовредительством.
Бензопилой размахивают маньяки, которые режут своих жертв на куски, ею же вооружены и охотники на зомби — например, Эш из «Зловещих мертвецов». И даже идеальные солдаты будущего вроде Маркуса Феникса из Gears of War и космодесантники вселенной Warhammer 40,000 сражаются с подобием этого инструмента.
Однако на деле псих с бензопилой будет опасен не только для окружающих, но и для себя.
Его использование требует осторожности и соблюдения техники безопасности. Если пилить этим инструментом не прочно закрепленное дерево под выверенным углом, а человеческие кости бьющейся в агонии жертвы, велик риск того, что цепь пилы сорвется с направляющих и покалечит или убьет владельца.
10. Головы можно раздавить, как тыквы
Еще один способ, которым киноманьяки любят убивать своих жертв. Джейсон Вурхиз, и Майкл Майерс, и масса психопатов меньшего калибра давили ногами головы. Верх ногой - и череп разлетится на куски. В качестве альтернативы они могут наступить на грудь.
Но на самом деле даже стокилограммовый малыш не может раздавить голову человека ни руками, ни подошвами — слишком он силен. По подсчетам специалистов Иллинойского неврологического института, разрабатывающих шлемы для велосипедистов, для размозжения черепа требуется около 520 фунтов силы.
То есть вы должны весить не менее 240 килограммов. Но большинство киноманьяков — люди гораздо более скромных габаритов.