В 1748 году британский политик и аристократ Джон Монтегю очень любил играть в карты. Еще он очень любил перекусывать во время игры, и это создавало определенную проблему - как держать карты и есть одновременно?
И тогда ему пришла в голову идея, решающая эту проблему — положить кусок ветчины между двумя ломтиками хлеба. Так родился сэндвич, одно из самых популярных (и вкусных) изобретений в западном мире.
Знаете, что самое интересное? Что вы сейчас хорошо помните эту историю. Если бы та же информация была представлена в виде стандартного маркированного списка, вы вряд ли бы ее так хорошо запомнили.
Более 27 000 лет назад, когда человек начал наносить свои первые рисунки на стены пещер и таким образом рассказывать своим соплеменникам о том, что с ним произошло, повествование стало основным вариантом передачи информации из поколения в поколение.
И с тех пор сторителлинг стал самым эффективным способом донести информацию так, чтобы она действительно хорошо запомнилась. Почему мы так хорошо запоминаем информацию в виде рассказа и так плохо запоминаем голые данные и факты в виде графиков, списков и таблиц?
© фото
Когда мы слушаем истории, наш мозг работает активнее
Все мы любим истории, хорошие фильмы, книги или то, что нам рассказывают друзья, пытаясь что-то объяснить или научить нас чему-то новому. Почему это происходит? Почему наш мозг так сильно реагирует на истории с точки зрения нейронауки?
На самом деле все очень просто. При просмотре стандартной скучной презентации с таблицами, маркированными списками и графиками активизируется определенная часть мозга. Ученые называют ее «зоной Брока» и «зоной Вернике». Этот процесс включает в себя части, ответственные за обработку речи, и другие части мозга, отвечающие за то, как мы себя чувствуем, когда переживаем те же самые события. И все, больше ничего не происходит.
Но когда кто-то рассказывает нам о том, какую вкусную еду он пробовал, например, в Испании, к внутреннему диалогу нашего мозга подключаются и другие участки коры — сенсорные области коры, а если речь шла о движении, то области кора, отвечающая за двигательные функции.
Такие метафоры, как «у певца бархатный голос» или «у него мозолистые руки», задействуют участки коры, отвечающие за наши сенсоры. Когда участники зачитывали предложения «Джон схватил предмет» или «Пабло ударил по мячу», сканирование мозга в этот момент показало активацию моторной коры, которая координирует движения тела.
Когда мы слушаем историю, мы подключаем к ней все части нашего мозга. Более того, когда мы рассказываем кому-то историю, это помогает нам систематизировать информацию и еще раз осмысленно взглянуть на общую картину, а также позволяет нам синхронизироваться с нашими слушателями.
Например, одна женщина рассказала историю на английском языке, и волонтеры ее поняли, и в этот момент их мозг синхронизировался с ее. Когда ее островок (часть мозга) стал активным, та же самая область загорелась у слушателей. Когда ее лобовая часть засветилась на сканере, то же самое произошло и со слушателями. То есть, просто рассказывая историю, мы можем посеять идеи, мысли и определенные эмоции в мозгу наших слушателей.
Когда мы рассказываем историю, мы заставляем людей чувствовать то же самое. Или хотя бы активировать в них те же участки мозга, которые были активны у нас, когда мы переживали все, о чем говорим.
Эволюция снабдила наш мозг всем необходимым, чтобы рассказывать истории. Как им правильно пользоваться?
Мы знаем, что наш мозг намного активнее, когда мы слушаем истории. Но почему это происходит именно так? Почему формат истории?
Ответ прост: потому что наш мозг снабжен всем необходимым оборудованием для этого. История для нас – это причинно-следственная связь. И так работает наш мыслительный процесс.
Когда мы слышим историю, у нас возникает соблазн сравнить ее с тем опытом, который у нас уже был. Вот почему метафоры так хорошо работают в рассказах. И пока мы заняты поиском похожих переживаний в наших закромах памяти, наш мозг активирует «островок» — сайт, который помогает нам находить похожие переживания боли, радости, отвращения и так далее.
Этот рисунок, вероятно, лучше всего описывает то, что происходит в нашей голове в данный момент:
Во время эксперимента в Йельском университете Джон Барг обнаружил, что мы автоматически связываем метафоры и события.
В ходе эксперимента участники должны были пройти якобы предварительное собеседование с одним из экспериментаторов. Они думали, что сам эксперимент начнется сразу после этого. На самом деле эксперимент начался, как только экспериментатор попросил участника помочь ему и подержать чашку кофе, пока он перебирает стопку папок в руках. Было два вида кофе - горячий и холодный. Затем участники зачитывали описания определенных личностей, и те, кто держал чашку горячего кофе, как правило, оценивали их как более дружелюбных. Однако остальные характеристики остались без изменений.
То есть, пока мы слушаем историю, наш мозг занят поиском причинно-следственных связей между тем, что мы слышим, и тем, что мы уже испытали.
3 способа использования историй
Если хотите заразить других своей идеей, расскажите им историю. Бывало ли такое у вас - друг рассказывал вам историю, а через несколько дней вы сами рассказывали ему то же самое с абсолютной уверенностью это твоя идея? Это вполне естественный и в то же время действенный способ заразить окружающих своими идеями и мыслями. По словам Ури Хассона из Принстона, это единственный способ заставить слушателя воспринять вашу историю как собственную идею или опыт.
Так что если вы хотите заразить всех своим проектом, вместо стандартной презентации расскажите историю, и доведите до того, что ваша идея — лучшее, что можно сделать.
Сделайте свою историю более убедительной, рассказав о себе (своем опыте) или приведя примеры от экспертов. Когда вы начинаете писать (или говорить) о чем-то, у вас могут возникнуть мысли о том, чего вашего опыта может быть недостаточно. Что вы можете сказать? В таких случаях лучше прибегнуть к варианту «позвонить другу» и пригласить в свою историю специалиста в этой области. Или хотя бы привести несколько цитат людей, которые действительно разбираются в теме вашей статьи. Это хороший способ придать ощущение надежности и аутентичности, и в то же время рассказать интересную историю.
Простая история лучше запутанной. Когда мы думаем об истории, нам почему-то кажется, что чем она сложнее, чем больше деталей и уточнений, тем лучше. На самом деле, чем проще история, тем больше вероятность, что вы ее запомните. Использование простых или умеренно сложных слов — это самый простой способ активировать нужные части мозга ваших слушателей и заставить их сопереживать. Это также причина, по которой люди не могут работать в режиме многозадачности. Постарайтесь сократить количество прилагательных и сложных существительных и заменить их более простыми.
И последнее... Наш мозг учится игнорировать определенные слова, которыми часто злоупотребляют, чтобы сделать историю невероятной
В ходе исследования ученые обнаружили, что некоторые слова и выражения теряют свою силу для повествования. Например, словосочетание «тяжелый день» используется так часто, что теперь это просто слова и не более того. Они не смогут придать вашей истории тот тон, которого вы от них ожидаете.
Это значит, что эти слова просто не активируют нужные участки лобной коры головного мозга, отвечающие за эмоции. Так что подумайте, какие слова и фразы вы и ваше окружение используете чаще всего, что чаще всего слышите, и постарайтесь не использовать их в своей следующей презентации.
Чтобы донести до мира свои идеи и мысли, то, что не забудется (в одно ухо залетело, в другое вылетело) и будет передаваться из уст в уста, надо научиться рассказывать как истории. И скажи им хорошо.
Теперь я понимаю, почему мама повторяла фразу "Ну как же так?! Ты меня слушаешь?! В одно ухо влетело, в другое вылетело!" Может, для того, чтобы я действительно это услышал, нужно было не повторять по сто раз одно и то же, а рассказать правильную историю?