Автобиография Айзека Азимова «Это была хорошая жизнь» содержит полезные уроки. Сам Азимов не сразу начал писать по восемь часов в день семь дней в неделю. Так же, как и мы, он вырывал страницы, злился и начинал снова и снова. В своей автобиографии автор поделился разработанной им тактикой, позволяющей никогда не исчерпать идеи.

1. Не прекращайте учиться

Азимов был не только писателем-фантастом. Он получил докторскую степень по химии в Колумбийском университете. Он писал о физике, древней истории и даже о Библии.

В отличие от многих современных «профессионалов», Азимов не перестал учиться с дипломом.

Я, наверное, не смог бы написать столько книг, основываясь только на школьных знаниях. Пришлось продолжать самообразование. Моя библиотека книг, к которым я обращался, росла, и я корпел над ними, постоянно опасаясь, что могу неправильно понять что-то до смешного простое для тех, кто разбирается в предмете.

Чтобы генерировать хорошие идеи, мы должны потреблять хорошие идеи. Диплом – это не конец образования, а только начало.

Азимов читал все.

Все это невероятно разнообразное чтение оставило свой неизгладимый след. Мои интересы расширились в двадцати разных направлениях, и все эти интересы остались. Я писал книги о мифологии, Библии, Шекспире, истории, науке и так далее.

Читайте больше, следите за своим любопытством. Никогда не переставайте инвестировать в себя.

2. Не боритесь со стагнацией

Как и все мы, Азимов часто застревал.

Часто, работая над научно-фантастическим рассказом, я от души уставал от него и не мог написать ни слова.

Остановка в порядке. То, что происходит дальше, наша реакция на это — вот что отличает профессионала от любителя.

Азимов не позволил себя остановить. С годами он разработал стратегию.

Я не смотрю на чистые листы бумаги. Я не трачу дни и ночи на то, чтобы выкинуть идеи из головы. Вместо этого я просто оставляю историю и перехожу к одному из дюжины или около того заданий, стоящих на повестке дня. Я пишу колонку в газете, эссе, рассказ или работаю над одной из своих научно-популярных книг. Когда я устаю от этого, мой мозг становится способным выполнять работу правильно и снова наполняется. Я возвращаюсь к своей истории и пишу ее с легкостью.

Как работает мозг — загадка. Когда мы отступаем, занимаемся другими проектами и намеренно игнорируем что-то, наше подсознание создает пространство для роста идей.

3. Остерегайтесь сопротивления

Каждый, кто что-то создает, знает страх формализации своих идей. Однажды принеся что-то в мир, мы навсегда открываем это для отрицания и критики.

Такой страх крайне опасен для творчества. Назовем это сопротивлением. Азимов тоже знал это чувство.

Средний писатель склонен к неопределенности. Имеет ли предложение, которое он только что написал, смысл? Выражает ли он идею так хорошо, как мог бы? Было бы лучше, если бы было написано по-другому? Поэтому средний писатель всегда что-то меняет, отрезает, пробует разные способы самовыражения и, насколько я знаю, никогда не бывает полностью удовлетворен.

Неуверенность в себе — убийца нашего разума. Страх быть отвергнутым делает нас перфекционистами. Но этот перфекционизм — всего лишь оболочка. Мы лезем в него в трудные для нас времена, это дает нам чувство защищенности, но это самообман.

У каждого из нас есть идеи. Разница между Азимовым и остальными в том, что мы отвергаем наши идеи, прежде чем дать им шанс. Ведь только отсутствие идей гарантирует, что они никогда не провалятся.

4. Снизьте свои стандарты

Азимов был против следования идеалу. По его словам, пытаться сделать все правильно с первого раза — большая ошибка. Вместо этого стоит начать с главного.

Думайте о себе как о художнике, делающем набросок, чтобы решить, какой должна быть композиция, цвет и все остальное. Сделав это, можно подумать об окончательном варианте.

Другими словами, не пытайтесь нарисовать Мону Лизу за один присест. Понизьте свои стандарты. Сделайте пробный продукт, временный эскиз или черновик.

При этом Азимов отмечает самоуверенность.

Писатель не может просто сидеть и сомневаться в качестве своей работы. Скорее, он должен любить то, что написано. Я люблю.

Верьте в свое творение. Это не значит, что вы должны делать это идеально или не делать вообще. Настоящая уверенность заключается в том, чтобы раздвигать границы, ужасно терпеть неудачи и быть в состоянии подняться снова. Да, мы падаем и страдаем. Именно поэтому мы успешны.

5. Делайте больше

Интересно, что Азимов также рекомендовал делать больше вещей в качестве лекарства от перфекционизма.

К тому времени, когда книга опубликована, у писателя нет времени беспокоиться о том, как она будет воспринята или как она будет продаваться. К этому моменту он уже продал несколько других книг и работает над новыми, это все, что его волнует. Это приносит мир и спокойствие в его жизнь.

Если у вас через несколько недель выходит новинка, то просто нет времени зацикливаться на провале. Если что-то не получается, тебе не так больно. Диверсификация — это страховка ума.

6. Помните секретный ингредиент

Начинающий писатель, друг Азимова, спросил его, откуда он черпает свои идеи. Азимов ответил: «Думаю, думаю и думаю, пока не буду готов убить себя. [...] Вы думали, что хорошую идею легко придумать?»

Исаак провел много ночей наедине со своим разумом.

Я не мог спать прошлой ночью, поэтому я лежал, думая о статье, которую я должен написать, и думал, думал и плакал в грустных местах. Моя ночь прошла отлично.

Никто никогда не говорил, что придумывать хорошие идеи легко. Если бы это было так, то они потеряли бы всякий смысл.