Впервые марафон в Бостоне прошел в День патриота в 1897 году, и с тех пор днем старта считается каждый третий понедельник апреля. Официально женщинам не разрешалось участвовать в Бостонском марафоне до 1972 года. Роберта «Бобби» Гибб в 1966 году была признана первой женщиной, принявшей участие в этом забеге. Год спустя Кэтрин Свитцер стала первой женщиной, начавшей со своим собственным номером. Она финишировала, несмотря на скандальный инцидент, во время которого Джок Семпл пытался сорвать ее номер и вынудить ее покинуть гонку.
Именно о правилах Кэтрин Свитцер и пойдет речь в этой статье.
Когда в 1967 году Кэтрин Свитцер вышла на старт Бостонского марафона в растянутом сером свитере. Она собиралась войти в историю: Кэтрин была первой женщиной, пробежавшей этот марафон, которая официально стартовала со своим стартовым номером. Годом ранее в этом забеге принимала участие Роберта Гибб, но у нее не было своего стартового номера, то есть фактически она просто бежала рядом с другими участниками.
В то время как считалось, что женщина просто физически не в состоянии преодолеть марафонскую дистанцию — 42 километра и 195 метров, или 26,2 мили — Кэтрин усердно готовилась к этому забегу под руководством своего тренера Арни Бриггса.
На втором курсе университета Свитцер решила доказать ошибочность этой теории. Во время гонки она бежала вместе со своим тренером Бриггсом и бойфрендом Томасом Миллером, когда Джок Сэмплер, официальный представитель Бостонского марафона, подбежал к ней и попытался сорвать ее стартовый номер. Он хотел заставить ее покинуть гонку, потому что она была женщиной. Бриггс начал кричать на представителя, чтобы тот оставил конкурсантку в покое, а Миллер решил действовать более решительно и просто оттолкнул пробоотборник от Кэтрин.
Кто-то в толпе посоветовал ей никогда больше так не делать. После этого случая шокированная Свитцер финишировала и своим примером доказала, что женщины могут добиваться потрясающих результатов не только в беге, но и в женском спорте в целом. Из-за своего нежелания сохранять статус-кво и поддерживать мнимые ограничения Кэтрин извлекла для себя несколько важных жизненных уроков.
Нарушение установленных правил может привести к революционным результатам
Свитцер и Бриггс внимательно изучили правила участия в марафоне и не обнаружили никакого запрета на участие женщин в забеге. Более того, вообще не было предметов, которые бы давали какие-то преимущества в зависимости от пола. Свитцер отрицает, что до старта пыталась скрыть свою женскую принадлежность, что этот эластичный спортивный костюм стал следствием плохой погоды в день старта, а ее подпись - К.В. Швейцария - всегда была такой.
Она также знала, что все равно привлечет к себе внимание, поскольку была первой женщиной с официальным стартовым номером в истории Бостонского марафона. Но она совершенно не ожидала, что ее участие в гонке станет международным событием и приобретет политическую окраску.
Несмотря на то, что Кэтрин не нарушила правила участия в марафоне, она все равно стала изгоем. После того, как Свитцер принял участие в гонке 1967 года, Бостонский марафон оставался исключительно мужским соревнованием в течение следующих четырех лет. В 1972 году женщинам официально разрешили участвовать в Бостонском марафоне. Правила допуска и минимальное квалификационное время были такими же, как и для мужчин: 3 часа 30 минут. За 1976-1977 годы количество участников почти удвоилось, увеличившись с 78 до 141.
Вас будут критиковать — игнорируйте
После продолжительности 4 часа 20 минут Свитцер вступил в период поляризации, который длился несколько лет. Она получала гневные письма и негативные сообщения. Один журналист написал, что ненавидит женщин-бегунов даже больше, чем женщин, играющих в гольф. Все это время Кэтрин пыталась отключиться от этого потока ненависти. Она продолжала работать с фан-почтой и игнорировала письма ненависти. Но что особенно удивило ее, так это гневные письма от женщин, а не от мужчин.
Иногда люди, которые получают наибольшую выгоду от перемен, являются самыми большими противниками перемен. В этой ситуации многие женщины предпочли бы остаться с дьяволом, которого они знают, чем с демоном, которого они не знают. Они просто боялись. Впоследствии некоторые из самых ярых критиков Екатерины стали ее друзьями.
Негативные последствия могут превратиться в возможности
Сэмплер дисквалифицировала Свитцер из гонки, затем ее исключили из Спортивного союза любителей (AAU). Членство в этом союзе означало участие в гонках, а исключение из него не позволяло Свитцеру принимать участие в некоторых мероприятиях. И тогда Свитцер решила взять дело в свои руки и решить эту проблему по-своему, тем самым сделав бег более доступным для женщин.
Это можно сравнить с отлучением католика от Церкви. Это было худшее, что могло случиться со спортсменкой, но в тот момент, когда ее исключили, Кэтрин просто всех отослала.
Да ты иди! Зачем мне организация, которая так ко мне относится?!
Свитцер продолжала участвовать в соревнованиях, вернувшись на Бостонский марафон в 1970 году и выиграв марафон в Нью-Йорке в 1974 году. Она представила свою идею бега компании Avon, куда она присоединилась в 1977 году, чтобы создать и запустить международную беговую трассу Avon. Последний в итоге провел 400 гонок в 27 странах, в которых приняли участие более миллиона женщин. Усилия Кэтрин помогли продемонстрировать, что международный марафон среди женщин стал частью Олимпийских игр. Именно Кэтрин Свитцер сыграла большую роль в том, что произошло в 1984 году.
Поделитесь своей историей, и перед вами откроются новые горизонты
Свитцер был мотивационным спикером на «Дне после Бостонского марафона». Она рассказала свою историю местным Ротари-клубам и школьным командам. Сегодня она очень востребованный спикер, а еще в 2007 году она опубликовала свои мемуары «Женщина-марафонец: бег за революцией в женском спорте». Также она довольно продолжительный период была тележурналистом и ежегодно освещала Бостонский марафон, включая трагический 2013 год. Тогда на финише прогремели два взрыва, в результате которых погибли трое и более 280 человек получили ранения. Несмотря на это, 2014 год собрал не меньше желающих попробовать свои силы в этой гонке.
Бегуны бегут за свободой. Вот почему они бегут. И все, кто умеет бегать, обязательно вернутся сюда в следующем году. Потому что они, эти бегуны, самые решительные, стойкие и бесстрашные люди!
Свитцер продолжает свою деятельность: она запустила линию одежды, а также организовала серию новых мероприятий, названных в честь ее стартового номера на первом Бостонском марафоне — 261. Кэтрин называет это движение «261», оно помогает женщинам начать бегать. Основная концепция основана на рассказах женщин, которые подошли к ней и сказали, что ее собственная история была для них источником вдохновения. Первое мероприятие 261 состоялось в марте 2015 года в Пальма-де-Майорка, Испания. В 2016 году он намечен на 10 апреля. Целью является не сам конкурс, а создание сообщества единомышленников, которое помогало бы женщинам отстаивать свои права и принимать активное участие в беговых мероприятиях.
То, что мы считаем само собой разумеющимся, по-прежнему запрещено или крайне нежелательно в некоторых странах. Например, у Саудовской Аравии не было женской сборной на Олимпийских играх 2008 года. В 2012 году их представители объявили, что женщины примут участие в Олимпиаде в Лондоне. И только в 2013 году в этой же стране впервые разрешили катание на велосипеде для женщин исключительно в парках или других зонах отдыха.