Гипотеза о том, что знание двух языков положительно влияет на работу мозга, хорошо известна и горячо любима различными СМИ, особенно научно-популярными. Исследования неоднократно показывали, что люди всех возрастов, владеющие двумя языками, превосходят тех, кто знает только один. Кроме того, неоднократно повторялось, что изучение второго языка может отсрочить наступление деменции и заставить мозг работать активнее.

За последние несколько лет было предпринято много попыток воспроизвести некоторые из оригинальных исследований, чтобы еще больше подтвердить это преимущество. Однако на практике все оказалось совсем иначе: результаты опытов показали, что через несколько лет связь двуязычия с познанием не подтвердилась. Из-за этого в научной среде возникли бурные споры, а сама тема вызвала широкий резонанс в прессе (особенно на страницах журнала «Кортекс»).

Одним из первых, кто опроверг теорию связи двуязычия с улучшением работы мозга, был Кеннет Паап, профессор психологии Университета Сан-Франциско. Он утверждал, что двуязычие не приносит пользы, и его положительное влияние на мозг еще предстоит доказать.

В первую очередь Паап подверг критике исследования канадских коллег, акцентировавших внимание на положительных сторонах двуязычия. Ниже мы опишем, что это были за исследования.

Эллен Белосток, доктор философии, психолог из Йоркского университета в Торонто, и ее коллеги проделали большую работу, которая помогла опровергнуть идею о том, что двуязычие может быть вредным для интеллектуального развития детей. Более поздние исследования пошли еще дальше, обнаружив, что дети, говорящие на двух языках, лучше справляются с тестами на исполнительные функции, чем те, кто говорит только на одном.

Исполнительная функция состоит из трех компонентов: вытеснения, рабочей памяти (определяет способность человека удерживать в памяти информацию, необходимую для решения текущих дел) и переключения между задачами. Распространенное объяснение преимуществ двуязычия заключается в том, что постоянная языковая практика тренирует мозг.

В 2004 году Белисток и ее коллеги изучили и сравнили когнитивные способности билингвов и монолингвов старшего возраста. Особое внимание уделялось разнице в запоминании и восприятии информации. Мало того, что это исследование впервые выявило преимущества двуязычия для пожилых людей, его результаты также показывают, что двуязычие может отсрочить снижение когнитивных функций мозга. Последующие эксперименты еще раз подтвердили, что двуязычие может отсрочить начало деменции (слабоумия) примерно на четыре-пять лет.

Во многих исследованиях, связанных с двуязычием, участников просят пройти тест Саймона. На экране отображаются картинки, чаще всего это стрелки, которые появляются то справа, то слева. Когда испытуемый увидит стрелку, указывающую вправо, он должен нажать правую клавишу, когда стрелка указывает влево, затем левую. В данном случае важно только направление самой стрелки, а не с какой стороны экрана она появляется. Этот опыт позволяет определить скорость реакции.

Билингвы чаще задействуют определенные области мозга, поэтому больше их тренируют, не позволяя двум языкам слиться в один. Все это благотворно влияет на познавательные способности. Исследование доктора Бялисток вдохновило многих последователей на обработку огромного количества данных и проведение крупных исследовательских проектов о механизмах работы и причинах преимуществ двуязычия.

Но здесь Паап и его коллеги обнаружили несколько недостатков в исследованиях, описанных выше. Основным их недостатком было то, что эксперименты проводились в лабораторных условиях. При этом не учитывались социально-экономические, национальные и культурные различия между испытуемыми, что несколько омрачало чистоту эксперимента.

Еще одним камнем преткновения были причинно-следственные связи. Способствует ли билингвизм развитию когнитивных способностей или, наоборот, когнитивные способности побуждают человека изучать более одного языка? Ответ на этот вопрос не найден.

На этом Паап не остановился и вместе с коллегами проанализировал результаты всех тестов, которые были направлены на сравнение исполнительных функций билингвов и монолингвов, начиная с 2011 года. Выяснилось, что в 83% случаев различий между этими две группы.

Такое утверждение было довольно трудно опровергнуть, но Белисток привел следующий аргумент: подавляющее количество отрицательных результатов эксперимента связано с тем, что испытуемыми в большинстве случаев были молодые люди. Для них преимущества двуязычия еще не столь очевидны: их продуктивность по-прежнему на пике вне зависимости от языковых навыков. По словам Бялисток, положительное влияние двуязычия наиболее выражено у детей и пожилых людей.

Однако были несоответствия с точки зрения преимуществ двуязычия для пожилых людей. Некоторые исследования утверждают, что у билингвов болезнь Альцгеймера развивается спустя четыре-пять лет, но другие эксперименты этого не подтверждают.

Психолог из Эдинбургского университета Анджела де Брюин проверила, зависит ли это от того, когда было зафиксировано начало болезни. Были отобраны две группы испытуемых: те, у кого только начали проявляться признаки деменции, и те, у кого болезнь прогрессировала в течение нескольких лет. По словам Анжелы, существенных различий не было.

Интересное исследование билингвизма также провела Эви Вуманс из Университета Гента, Бельгия. Она решила изучить связь между двуязычием и тем, как часто человек переключается между двумя языками. Для этого в качестве испытуемых были выбраны профессиональные переводчики и обычные люди, владеющие двумя языками и не очень часто переключающиеся между ними. В итоге было обнаружено, что способность легко переключаться на другой язык без профессиональной необходимости приводит к улучшению исполнительных функций.

Кроме того, Вуменс выступает за примирение двух воинствующих лагерей: сторонников и противников двуязычия, а также активно призывает их к взаимному сотрудничеству и обмену опытом.

Большинство научных работ, опубликованных на сегодняшний день, подтверждают преимущества двуязычия. Но, как оказалось, результаты экспериментов довольно легко подвергнуть сомнению.

Таким образом, нельзя однозначно и с уверенностью сказать, что люди, знающие два языка, умнее остальных. Польза от билингвизма, безусловно, есть: в резюме можно написать языковые навыки, без проблем общаться с носителями языка, читать книги в оригинале и многое другое. Но то, что именно билингвизм положительно влияет на работу мозга, еще предстоит доказать.