Три известных сценариста — Николай Куликов («Легенда №17», «Горько»), Константин Майер («Физрук», «Я худею») и Роман Кантор («Эпидемия», «Мертвое озеро») — запустили подкаст «Клан Эпизодов», где разбирают сценарии к фильмам и сериалам, вспоминают ситуации из своей практики и крутят идеи прямо в студии. Также дают советы для желающих освоить мастерство сценариста — 10 из них мы приводим в статье.

1. Сначала напишите, потом редактируйте

Сначала пиши, потом редактируй — это правило, которое можно найти в любом списке советов для писателей, что ничуть не умаляет его ценности. Вы можете бесконечно переписывать свой текст, и это загонит вас в тупик. Высокие стандарты — это хорошо, но чтобы перфекционизм не мешал, а помогал, сначала напишите, а уж потом садитесь редактировать.

2. Не стесняйтесь дурацких идей

Иногда дел за день так много, что необходимость выполнить долг убивает желание писать. Промедление часто происходит из-за завышенных ожиданий. Чтобы предотвратить это, попробуйте начать день с простой задачи. Так с самого утра вы немного снимете с себя груз ответственности.

Если под рукой нет простой и приятной задачи, то ее можно просто придумать. Например, запишите десяток названий несуществующих футбольных клубов (или сортов томатов, или советских пионерских лагерей): «Саратовские патриоты», «Новосибирские снеговики». Девять из них, конечно, будут глупыми, но один обязательно рассмешит и поможет включиться в рабочий процесс.

3. Пишите о пустом, чтобы ускориться

Аналогичную технологию можно использовать при работе с диалогами. Если вам нужно написать сложную сцену, вы можете немного ускориться, набросав, как персонажи разговаривают о пустяках, как обсуждают повседневную жизнь или просто новости. Так вы постепенно прочувствуете их голоса и эмоции и доберетесь до сути сцены. Вы и сами не заметите, как будете просто записываться на своих героев.

4. Скажите "Да, и..."

Если вы работаете в команде писателей, то бесценный набор «Да, и» — ваш обязательный инструмент. Если кто-то из ваших коллег подсказал идею, то не спешите ее списывать со счетов, лучше попробуйте «накинуть» что-то сверху. Подхватывайте и развивайте мысли друг друга и не спешите их критиковать. «Да, и» сэкономит вам много времени и энергии, которые вы потратили бы на обесценивание идей друг друга.

5. Ставьте себе сроки

Любая работа требует дедлайна. Без четкого дедлайна сложно расставлять приоритеты в задачах, писать регулярно и эффективно. Горящая дата в календаре заставляет вас мобилизовать ресурсы и регулярно оценивать свой прогресс. Еще одно важное условие продуктивного творческого процесса — правильная цель на день. Никогда не следует браться за все сразу. Гораздо эффективнее определить, на что направлено усилие, и сосредоточиться на чем-то одном, будь то конкретный диалог, сцена или недостатки в общей структуре сценария.

6. Не игнорируйте плохие идеи

Иногда сценарий заходит в тупик: непонятно, как построить третий акт или сложную сцену, как сделать персонажа убедительным. Если вы переживаете кризис хороших идей, то беритесь за плохие. Запишите десять идей, которые были бы совершенно неуместны в данных обстоятельствах. Пусть герой совершает нелогичный поступок, пусть третий акт будет крайне скучным, а сцена ни к чему не приведет. За плохими идеями часто следуют хорошие. Сам Аарон Соркин доверяет этому методу.

7. Объединяйте разные истории

Одним из лучших инструментов для разработки идей для фильмов и сериалов является «комбинация». Возьмите две совершенно разные идеи и объедините их. Что, если это «День сурка», но научная фантастика? Давайте возьмем «Грань будущего». Что, если это День сурка, просто ужас? Будет счастливый день смерти. Что, если это Улисс, но всего лишь манга, действие которой происходит в 21 веке, и все происходит в Люберцах? Даже мы не знаем, что из этого получится. Вы можете комбинировать что угодно. Чем более неочевидны пары, тем более неожиданные результаты вы можете получить.

8. Пишите глупости

Иногда страх чистого листа превращается в настоящую проблему. Чтобы преодолеть это состояние, начните писать. Можно хоть полный бред написать, но главное написать. В какой-то момент этого бесполезного письма ваш мозг включится в игру и начнет предлагать новые идеи. Этот процесс чем-то напоминает финал «Норма» Владимира Сорокина, где текст начинает распадаться на бессвязные буквосочетания, а здесь будет наоборот. Начните с бессвязных слов и дурацких фраз, и ваш мозг поможет вам соединить их в предложения, абзацы и страницы.

9. Отложить

Мастер-класс Дэвида Мильча «Идея писателя» — источник странных, но интересных советов. Вот пример: "Два голоса, ни имен, ни описаний. Вообще никаких описаний. Только голос 1 и голос 2. Не объясняйте настройку. Напишите хотя бы 20 минут для этих двух голосов. Просто следуйте им, записывайте все, чем они являются». сказать. Но не сидите на нем более 50 минут. Затем положите то, что у вас есть, в конверт, запечатайте его и уберите. Не обсуждайте написанное, не думайте об этом. На следующий день в это же время сядьте и откройте этот конверт. Прочтите все, что вы написали, и вы увидите, что эти голоса теперь другие».

10. Помните самый важный совет

Писать значит переписывать.