
«Способность контролировать свои мысли имеет первостепенное значение для нашего благополучия», — говорит Андерсон. «Его нарушение вызывает наиболее изнурительные симптомы психологического заболевания: навязчивые воспоминания и образы, галлюцинации, патологическое беспокойство».
Префронтальная кора отвечает за контроль над нашими действиями. Как оказалось, это также влияет на контроль над мыслями. Эта область мозга действует как главный регулятор, посылающий сигналы в моторную кору, отвечающую за действия, и в гиппокамп, отвечающий за воспоминания. Последние ученые обнаружили в ходе эксперимента.
Участников просили запомнить пары несвязанных друг с другом слов, таких как «испытание»/«таракан», «мох»/«север». Затем нужно было запомнить второе слово пары, если загорелся зеленый сигнал, и подавить память, если загорелся красный. Когда появилось красное слово «испытание», участники должны были смотреть на него, но не думать о парном слове «таракан».
Используя фМРТ, исследователи наблюдали, что происходит в мозгу, когда участники пытаются подавить свои мысли. А с помощью магнитно-резонансной спектроскопии удалось измерить в нем биохимические изменения.
Выяснилось, что способность подавлять нежелательные мысли основана на работе нейротрансмиттера под названием ГАМК.
Нейротрансмиттеры передают сигналы между нервными клетками, а ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) является основным тормозным нейротрансмиттером нервной системы. Высвобождаясь одной нервной клеткой, он подавляет активность других клеток, связанных с ней. Концентрация ГАМК в гиппокампе может предсказать, сможет ли человек блокировать мысли и воспоминания. Во время эксперимента те, у кого было меньше ГАМК в гиппокампе, с трудом подавляли нежелательные мысли.
Андерсон сказал, что открытие может помочь в лечении шизофрении. У людей с этим заболеванием гиперактивный гиппокамп, что согласуется с навязчивыми симптомами, такими как галлюцинации. Патологические исследования показали, что тормозные нейроны (которые используют ГАМК) у пациентов имеют аномалии, что затрудняет регулирование активности гиппокампа префронтальной корой. Оказывается, гиппокамп не может подавить навязчивые мысли и воспоминания, и они проявляются в виде галлюцинаций.
Раньше мы могли только сказать: «Эта область мозга влияет на ту область мозга». Но теперь мы можем рассуждать о роли тормозных нейронов в подавлении нежелательных мыслей.
Андерсон считает, что это открытие поможет найти новый подход к лечению навязчивых мыслей. Раньше только пытались воздействовать на префронтальную кору, но теперь понятно, что для блокировки нежелательных мыслей нужно улучшить работу ГАМК в гиппокампе.