4 апреля Андрею Тарковскому исполнился бы 91 год. За свою недолгую жизнь (умер в 56 лет) режиссер снял не так много фильмов, но каждый из них высоко ценится любителями кино. Есть несколько художественных особенностей, отличающих произведения Андрея Тарковского от фильмов не только его современников, но и нынешних режиссеров.
Уникальный визуальный стиль
Андрей Тарковский постарался использовать все возможности камеры, чтобы передать палитру эмоций. Он стремился к тому, чтобы устройство стало частью сюжета и взаимодействовало с происходящим в кадре. Например, в фильме «Зеркало» есть длинные панорамные кадры и медленное движение по ним камеры. Таким образом режиссер пытался добиться ощущения течения времени. А в «Солярисе» камера двигалась вдоль персонажей, показывая их одиночество и оторванность от остального мира.
Кроме того, режиссер много экспериментировал с цветом: он использовал его как инструмент для раскрытия внутреннего мира персонажей. Например, темные и мутные тона позволяли показать душевную тяжесть персонажа, а светлые тона демонстрировали счастье и умиротворение. Такие игры с цветом — сложная техническая задача, поэтому до Тарковского они практиковались редко.
Тонкий символизм
Тарковский любил говорить со зрителем на языке символов. Некоторые из них перетекли из одного фильма в другой. Например, вода. Она была олицетворением философских идей. Так, в фильме «Солярис» вода использовалась для того, чтобы зритель почувствовал замкнутость персонажа. Главный герой окружен океаном, который является единственным контактом с остальным миром. В «Жертве» вода символизирует очищение. Главный герой, потерявший сына, купается в озере и таким образом пытается добиться мира. А в фильме «Иваново детство» вода, а точнее река, олицетворяет границу между детством и взрослой жизнью.
Тарковский также часто использовал зеркала. С их помощью он пытался показать внутренние переживания героев. В фильме «Зеркало» эти элементы являются своего рода порталом в память главного героя. Там можно увидеть его воспоминания, которые сплетаются воедино и формируют его как личность. А в «Жертве» зеркала помогают обрести покой. Главный герой смотрит на них, когда сомневается в себе и своих действиях.
Глубокое понимание человеческой природы
Фильмы Тарковского — это размышления о жизни и смерти, любви, отношениях. Ленты показывают, насколько сильно человек связан с окружающим миром. Благодаря природе люди могут найти свое предназначение. В рассказах герои часто взаимодействуют с животными и ищут покой и уединение вдали от цивилизации.
На картинах Тарковского любой человек может трансформироваться и измениться со временем, но только если он к этому готов. Только зная и анализируя свои ошибки, вы сможете стать лучше. В целом режиссер понимал человека и его природу как глубокое и многозначное явление, которое невозможно описать простыми категориями.
Кроме того, Тарковский часто исследовал в своих картинах темы духовности и веры. Через всю фильмографию проходит мысль о том, что человеческая природа нуждается в смысле жизни, и человек должен постоянно стремиться к духовному развитию. Проблема в том, что каждый вынужден находить к ней свой путь — а это слишком сложная задача.
Инновационный подход
Тарковский одним из первых стал работать с длинными планами и плавными переходами, создавая неповторимые кинематографические образы. Благодаря этому зритель может прочувствовать происходящее на экране и проникнуть в глубины сюжета. Замедление темпа повествования помогало больше погрузиться в тот смысл, который Тарковский вкладывал в свои картины. Режиссер использовал самые разные приемы, даже при создании одной сцены, чтобы передать всю палитру эмоций героев.
Также большое внимание уделяется звуку. Музыка во время длинных планов помогает проникнуться атмосферой места и времени. Вообще звук режиссер использовал как один из методов воздействия на зрителей, чтобы они могли полностью погрузиться в картину и прочувствовать ее изнутри. Для советского кинематографа музыка Тарковского была совершенно революционной - он одним из первых стал использовать синтезатор в качестве основного инструмента для саундтрека. При этом он часто сочетал симфонические композиции и звуки природы, чтобы передать настроение героя.