31 марта состоялась премьера Tetris на Apple TV+. Странной оказалась история создания знаменитой игры, а также ее распространения за пределами СССР.
Режиссером фильма выступил Джон С. Бэрд («Грязь», «Хулиганы»), сценаристом Ноа Пинк («Гений»). В ролях Тэрон Эгертон («Кингсман», «Черная птица») и Никита Ефремов («Лето», «Нулевой пациент»).
Сюжет фильма, как нетрудно догадаться, связан с тетрисом. Советский инженер Алексей Пажитнов создал игру для персональных компьютеров. Затем права на его распространение на Западе приобрела компания Mirrorsoft, а продвижением в Японии занялся предприниматель Хэнк Роджерс. Чтобы расширить бизнес, герой хочет сделать версию для игровых консолей. Он едет в Москву на переговоры с чиновниками. Внезапно выясняется, что прежние правообладатели действовали незаконно, а тетрис — проект государственной важности.
Очень сомнительный сюжет
Фильм начинается с очень забавных 15-20 минут, в которых кратко рассказывается не только о создании игры, но и о самой индустрии конца 80-х. Затем главный герой Хэнк отправляется в Москву, чтобы заключить сделку. Ему мешают сотрудники КГБ, заинтересованные в получении прибыли.
Потом в течение часа почти ничего не происходит — сюжет просто останавливается. И Хэнк хочет права на игру, и Mirrorsoft хочет права, и ради этого персонажи готовы сидеть в серых кабинетах и ждать, пока взрослые дяди примут решение. Зрителю тоже остается сидеть и ждать. При этом финал получился динамичным, но легко предсказуемым.
В «Тетрисе» в целом есть несколько «неожиданных» сюжетных поворотов — они настолько очевидны, что не вызывают никаких эмоций. Но авторы фильма все же сосредоточатся на вещах, которые позже откроются и все изменят. Хотя достаточно одного взгляда на персонажей, чтобы понять, что они будут делать.
Пустые герои
Кажется, что главные герои слишком "картонные". Однако не сценарий делает их отчасти живыми: Хэнку помогает экранное время, Алексею — грустный взгляд Никиты Ефремова. Им сложно сопереживать. Но все остальные персонажи намного хуже.
Например, есть отец-капиталист (обманывает налоговую ради наживы), есть его сын (глупый майор), есть офицер КГБ (весьма серый и злой). Пара персонажей, которые по ходу фильма то примыкают то к одной стороне, то к другой, тоже не сложны. В общем, капиталисты выглядят так, словно произошли от советской пропаганды, а москвичи предстают карикатурами из антисоветских газет. А в «Тетрисе» есть предатель — и его легко опознать уже по первой сцене с ним.
Эмоциональные сцены - худшая часть этого фильма. Те, у кого нет ничего общего, вдруг становятся лучшими друзьями, а бывшие враги готовы объединиться во имя добра. Абсолютная пустота персонажей разрушает всю драматургию картины.
Удивительная атмосфера
И проблемы сюжета, и пустоту персонажей можно смело назвать провалом сценариста. Забавно, но даже так фильм смотреть приятно - все остальные составляющие на уровне. Речь идет об атмосфере, которой пропитан «Тетрис». Используется эстетика 8-битных игр, а также абсолютно серый и мрачный мир из антиутопии, чтобы показать СССР. Иногда они пересекаются — и получаются лучшие сцены.
Визуально все просто: зрителю показывают совсем другие картинки. Мир за пределами Союза цветочный и яркий, а внутри он всегда серый и унылый. Для усиления эффекта персонажи также подчеркивают различия вслух. Прием известный, но рабочий.
Музыка играет огромную роль в создании атмосферы. Так, в одной из сцен герои танцуют под песню The Final Countdown группы Europe. Несколько композиций исполняет Полина, американская певица русского происхождения.
Различия в менталитете
Снять фильм про СССР и не скатиться в "клюкву" - сложная задача. И авторы «Тетриса» с этим не справились. Дело не в том, что сотрудники КГБ показаны плохими (что еще?). Проблема в большой разнице между представителями разных стран. Пару раз персонажи говорят, что они люди, поэтому готовы понять друг друга. Однако все происходящее на экране противоречит этому тезису. Авторы фильма словно изобретают преграду, чтобы потом ее разрушить, но разрушить ее им не удается. В результате история отдает тем же колоритом, что и стандартные фильмы времен холодной войны («Красный рассвет», «Рожденный американцем»).
Тетрис - очень несбалансированный фильм. Хорошо снятые сцены соседствуют с неинтересными диалогами. Сюжет развивается настолько нестабильно, что иногда кажется, будто на экране ничего не происходит. Зато картинка дает заряд ностальгии по старым играм. В тетрис вряд ли можно влюбиться, но в качестве развлечения на вечер лента вполне сгодится.