Наверное, главной сенсацией прошедшего «Оскара» стало отсутствие наград от «Фабельманов» — одних из главных фаворитов премии. Несмотря на то, что киноакадемия не наградила Стивена Спилберга статуэткой, фильм все равно заслуживает внимания.

В ролях Габриэль Лабель, Мишель Уильямс, Пол Дано и Сет Роген.

Главный герой фильма — Стивен Спилберг, которого в фильме зовут Сэм Фейбельман. В возрасте шести лет он впервые посещает кинотеатр, после чего навсегда влюбляется в кино. Он учится снимать, монтировать фильмы и писать сценарии. Из-за смены работы отца семья часто переезжает. Съемки любительских фильмов становятся для Сэма не только главным увлечением, но и способом общения со сверстниками. Иногда фильм приносит и проблемы: просматривая кадры, снятые во время семейной поездки, герой понимает, что его мать влюблена в друга семьи.

Вопрос самоопределения

Юный Сэмми любит кино и как зритель, и как автор. Другие воспринимают его увлечение как хобби. Но с годами его страсть не угасает — и это становится проблемой. Он плохо учится в школе, с трудом находит общий язык со сверстниками, слаб физически – все его силы направлены в кино.

Со временем само слово «хобби» начинает его раздражать, ведь оно не описывает отношения Сэма к кинематографу. Однако объяснить отцу причины, по которым он готов променять будущее представителя среднего класса на хобби, невозможно — его не понимают.

В нескольких сценах нынешний Спилберг разговаривает сам с собой, но как подросток. Дядя матери, который приезжает в гости на один день, утверждает, что нельзя совмещать семью и искусство — они могут разорвать человека. Как будто сам себя предупреждает режиссер, но устами странного персонажа.

Но если слова дальнего родственника кажутся абстрактными, то жизнь матери выглядит воплощением его слов. Его мать выбрала семью и практически отказалась от музыки, из-за чего страдает. Она счастлива, когда играет на пианино, а друг отца Бенни также является источником вдохновения — остальная жизнь кажется ей болезненной рутиной. Она знает, как поступать «правильно», но не может вычеркнуть Бенни из своей жизни. Сэм также прекрасно понимает, что ему следует учиться, а не думать о кино, но, как и его мать, делает «неправильный» выбор.

Назначить роли

Возможно, Стивен Спилберг уже сильно увлекся главным героем, поэтому выдумал вокруг себя (себя) слишком искусственный мир. И Тони Кушнер (драматург, который приходит в кино только по зову Спилберга) увлекся им.

Сэма окружают персонажи, воплощающие разные взгляды на мир. Мать - человек искусства. Она немного сумасшедшая, ее настроение переменчиво, она не может хранить верность. Но она показывает Сэму, что бывает, когда запираешь такую натуру в рамки стандартной семьи.

Роль отца в фильме сводится к тому, что он объясняет сыну принцип, по которому работает изображение в кино. В общем, на этом его влияние заканчивается. Он слишком увлечен работой, чтобы понять любовь сына к искусству, его больше волнуют настоящие вещи. Он воплощает прагматизм среднего класса.

Дальние родственники со своими эпизодическими ролями выполняют более простые задачи. Бабушка служит напоминанием о еврейском происхождении героя, а ее брат - примером отказа от семейных традиций. Влюбленная в Иисуса Христа школьная подружка (пожалуй, самый смешной персонаж картины) нужна Сэму только для того, чтобы выбрать между кино и любовью. Нападающие на Сэма хулиганы учат его контактировать с миром через искусство.

Все персонажи прописаны великолепно, но сервис их портит. При внимательном просмотре можно угадать не только последующие действия персонажей, но и примерное количество раз, которое они будут появляться на экране. Они несут миссию (убедить, рассказать, предложить), а после ее выполнения исчезают. Напоминает сочинение отличника, где все слишком правильно.

Изучение вашей семьи

Стивен Спилберг заявил, что работа над «Фабельманами» — это попытка вернуть родителей. До просмотра может показаться, что речь идет о детстве и родителях, которых уже нет в живых. На самом деле все немного сложнее.

Мать героя уже много лет влюблена в друга отца. Пока ей удавалось это скрывать, семья Фабельманов была счастлива. Редкие выходки матери (бег навстречу торнадо, притворяясь, что страдает, вдруг пустившись в пляс) воспринимались как чудачества. Однако в тот момент, когда Сэм узнает об измене своей матери, он перестает считать ее хорошим человеком. Ее выходки (как прошлые, так и новые) теперь выглядят как проявление эгоизма. Подросток просто перестает доверять матери, разрушается ее имидж.

Рушится и образ отца: Сэм понимает, что папа увлечен только своей работой, поэтому готов не замечать измены жены. Из-за этого любящая (и любимая) семья перестает быть такой же светлой, как прежде.

Личное и не страшно

По отношению к «фабельманам» постоянно употребляют слова «личный», «честный», «искренний». Это могут быть справедливые характеристики, но Спилберг не раскрывает ничего, что стоило бы скрывать. Его били в школе, он был замкнутым, злился из-за родителей — вряд ли это та история, которой трудно поделиться. Кстати, в прошлом году вышел фильм "Бардо", в котором Алехандро Гонсалес Иньярриту тоже рассказывает о себе: о смерти новорожденного ребенка, преданных идеалах, недоверии к своим люди и многое другое. Его «личное» сопровождалось болью и страданиями, а черный юмор лишь позволял немного прикрыть эмоции. В «личном» Спилберга есть идеализированное детство, нарушаемое родителями.

Это не значит, что надо прожить ужасную жизнь, чтобы снять об этом фильм, — просто не попадайтесь на маркетинговую уловку, никаких секретов Спилберг не расскажет. Кстати, он не только великолепный режиссер, но и блестящий продюсер — об этом стоит помнить, когда он дает интервью перед выходом нового фильма.

Лучшая сцена в конце

Несмотря на то, что весь фильм представляет собой симбиоз очень умного сценария и невероятной технической работы, лучшую сцену Спилберг приберегает для финала. Пожалуй, это единственный эпизод картины, в котором режиссер отходит от схематизма.

Сэм оказывается в офисе Джона Форда, режиссера, который для всего поколения Спилбергов был богом. Несколько минут Форд, нервно куря сигару, мучает подростка и объясняет ему, где должна располагаться линия горизонта, чтобы кадр был интересным. Пока Сэм переваривает сказанное, великий режиссер говорит: А теперь убирайся отсюда («Get out from here»).

Отсутствие реальных наставлений и нравоучений выглядит свежо после двух часов "важных" советов. Появление Джона Форда вызвано не чем иным, как желанием Спилберга устроить яркую сцену — и в этом есть драйв, тот самый, ради которого живет Сэм.

Стивен Спилберг рассказал довольно простую историю о том, как он влюбился в кино. Он написал прекрасный сценарий, собрал блестящую съемочную группу и пригласил замечательных актеров. Неудивительно, что фильм получился профессиональным – действительно хорошим, и вполне заслуженно претендовал на «Оскар». «Фабельманы» развлекают детской наивностью и понятными сюжетами, поэтому понравится многим. Но вряд ли среди тех, кто высоко оценил фильм, многие захотят пересмотреть его - скучно будет.