16 февраля на стриминговых платформах «Кинопоиск» и more.tv состоялась премьера сериала «Антология русских ужасов: Red Cast» (или «Красная железная дорога», как в оригинале). Шесть мультфильмов объединяет простая концепция — они основаны на русской литературе. Весь этот «красный поезд» (что-то вроде кровавого поезда по задумке авторов) уводит зрителя в неведомый ему мир ужасов.

«Антология русских ужасов: Red Cast» — совместный проект канадской Lakeside Animation Studio, молдавской студии Metrafilms Moldova, а также российских «NMG Studios» и more.tv. Каждый из шести эпизодов был снят разными режиссерами и продюсерами. Четыре эпизода основаны на классической литературе, два — на современной. К первым относятся «Дочь Крысолова» (по повести Александра Грина), «Семья Вурдалака» (по повести Алексея Константиновича Толстого), «Лесной царь» (по балладе Василия Жуковского), « Гробовщик» (по мотивам А. С. Пушкина). «Можарово» и «Князь» — экранизация произведений Дмитрия Быкова* и Дмитрия Тихонова соответственно.

Очень неравномерно

Общая концепция позволила авторам сделать разные, непохожие произведения. С одной стороны, это приводит к разнообразию, с другой – к серьезным различиям в качестве. Например, "Гробовщик" просто гениален - сказалась и интересная переработка литературного первоисточника, и отличная покадровая анимация. Получилось интересное прочтение классики без конфликта с ней.

А вот эпизод "Принц" получился ярким (в духе "Безумного Макса"), но кажется немного глуповатым - уж слишком сумбурно.

При этом нельзя сказать, что классика побеждает современность — серия «Можарово» получилась отличной.

«Лесной царь», словно по мотивам баллады о Гёте (проникшей в русскую культуру благодаря переводу Жуковского), представляет собой антиутопию в духе «Черного зеркала ". Весьма смелый отход от оригинала совершенно выделяется на фоне других эпизодов — и идеологически, и культурно. Возможно, стоит смотреть в последнюю очередь, так как это может сбить с толку.

Совсем не страшно

Понятие «ужастик» самое условное. Те же модные в последние годы «социальные фильмы ужасов» порой даже не пытаются напугать зрителя. Это можно сказать и об «Антологии» — здесь мало страшного и жуткого.

В большинстве случаев карикатуристы просто размахивают изображениями, считающимися страшными — в нескольких сериях появляются зомби. «Дочь Крысолова» напугает только тех, кому тяжело даже смотреть на нарисованных крыс. На этом ужас заканчивается.

К третьему эпизоду становится понятно, почему сериал не может быть страшным — он слишком быстрый.

Слишком свободно

При просмотре большинства сериалов ощущается излишняя спешка. Формат, в котором серии не могут длиться более 20 минут, для некоторых историй оказывается проблемой. Если кинуть зрителя в «ужасные обстоятельства» уже на третьей минуте, то вряд ли он сможет его напугать. Более размеренные истории («Гробовщик» или «Дочь Крысолова») успевают развернуться, а вот «Семейка вурдалаков» выглядит как наполовину мультфильм — очень хороший, но наполовину. Как минимум три серии ("Можарово", "Семья Вурдалак" и "Принц") явно требуют большего хронометража

Первый сезон «Русской антологии ужасов» показал, что выбранная концепция вполне жизнеспособна — хотя вряд ли это можно назвать каким-то великим открытием. Довольно своеобразный (как бы случайный) выбор литературных источников и удачная (в большинстве случаев) реализация вылились в неплохие мультики. Если у проекта будет второй сезон, а создатели исправят проблемы первого, то зрители могут получить отличный долгоиграющий проект.

* Включен Минюстом России в реестр иностранных агентов.