17 ноября на Netflix состоялась премьера всего сезона 1899 года. Он был анонсирован в 2018 году, но интерес к нему не утихал из-за имени шоураннера, ведь Баран Бо Одар является автором «Тьмы».
В ролях Эмили Бичем (Круэлла), Андреас Пичман (Тьма), Анайрин Барнард (Дюнкерк).
1899 год. Европейские мигранты плывут на корабле в США. Но посреди пути команда получает сигналы с корабля «Прометей», исчезнувшего за 4 месяца до этого. Капитан решает изменить курс и найти корабль. Но подойдя к нему, начинают происходить странные вещи. Капитан и женщина-врач пытаются выяснить, что происходит, пока пассажиры медленно сходят с ума.
Красивая одежда, самые разные персонажи, смешение языков и культур — «1899 год» радует интересными идеями с первых же кадров. Гнетущая атмосфера стартовых минут прикована к экрану, а ощущение приближающейся катастрофы заставляет обращать внимание на каждую деталь. Но довольно быстро искусственная картинка начинает рассыпаться, а недостатки сериала заставляют забыть обо всех положительных моментах.
Изобилие персонажей отнимает много времени впустую
Уже на первых минутах видно, что активных героев будет много. В качестве главных героев можно выделить капитана корабля и врача, а в «1899 году» еще около 9–10 важных второстепенных персонажей.
У всех свои тайны и страхи, необычное прошлое и мотивы поездки в США. Но на героев не хватает времени. Из-за этого возникают две проблемы: либо герой не раскрыт (его мало показали), либо он раскрыт поверхностно. В обоих случаях героям невозможно сопереживать, они пусты.
Еще один недостаток большого количества героев — тайминг. Сериал длится около 8 часов, примерно половина из которых — медленные и бессмысленные разговоры, прерываемые воспоминаниями или снами.
С каждым эпизодом воспоминания и переходы персонажей в прошлое начинают напоминать последние сезоны «Остаться в живых», где одно воспоминание противоречило другому, а сюжетные линии заходили в тупик.
Герои принимают глупые решения
«1899» заражен проблемой старого хоррора — большинство неожиданных моментов случаются из-за не самых умных решений.
«Поехали туда, куда не надо!» — слоган сериала.
Глупые решения возникают без привязки к событиям. Подплыли к загадочному кораблю, сделали на нем вылазку, а потом сидим и ждем. Что? Не понятно. Персонажи реагируют абсолютно на каждое событие с огромным опозданием. Но есть время и для уже упомянутых воспоминаний.
Социальные вопросы не раскрываются
Попытка создать преграду между пассажирами первого класса и работниками корабля терпит неудачу в первые минуты — в дальнейшем между ними нет разницы. То же самое касается расовых и гендерных стереотипов — в начале сериала они как бы появляются, но тут же забываются.
С самого трейлера было интересно, как будут взаимодействовать персонажи. Дело в том, что все они говорят на своем родном языке, поэтому немцы и французы просто не понимают друг друга. Оказалось, что все важные герои знают английский или немецкий - языковой барьер сразу перестает быть проблемой. Кстати, нечто подобное было и в «Остаться в живых», правда, в более нелепой форме.
Нет замкнутого пространства
Герои заперты на корабле, они не могут с него выбраться. Теоретически это стрессовая и сложная ситуация, способная раскрыть любой характер. Кто-то начнет думать о самоспасении, кто-то попытается спастись — вариантов масса. Однако сюжет развивается таким образом, что никто толком не задумывается о ситуации, в которой он оказался.
«Да, я на корабле посреди океана, я не знаю, где я. Жаль, что меня не берут в Америку. Пойду поем», — думает практически любой персонаж.
Музыка удивительная, но к сериалу не имеет никакого отношения
Как правило, в сериале звучит довольно стандартный эмбиент, по духу напоминающий "Darkness". Однако в конце каждой серии начинается дискотека: Jefferson Airplane, Echo and the Bunnymen, играют Джими Хендрикс, а в последней серии можно услышать Дэвида Боуи. Все эти треки не имеют ничего общего с происходящим на экране. Возможно, Одарк просто показал, какую музыку он слушает — и это интереснее, чем сериал.
Сериал пытается быть эпичнее, чем он есть
Все минусы и недостатки сериала важны, но есть то, что их объединяет - нереальная вычурность. Гигантское количество бессмысленных сцен как бы намекает, что зритель смотрит не какую-то фигню - нет-нет, это серьезная работа. Вы даже можете найти Шекспира в ссылках, так что любуйтесь!
После того, как один из персонажей в пятый раз за серию идет по коридору, возникает желание выключить сериал. Узкое пространство, красивое лицо, сногсшибательный наряд, замедленное видео, классическая музыка на заднем фоне — эти сцены почему-то появляются постоянно. Если их урезать, то сериал хуже не станет, но сократится на 40 минут.
"1899" берет худшее из "Тьмы"
Пожалуй, «Тьма» — одна из самых интересных и оригинальных серий последних лет. Только по этой причине «1899 год» привлек к себе такое внимание — огромное количество людей согласилось уделить Барану Бо Одару свое время, что бы он ни придумал на этот раз. Что могло пойти не так?
«Мрак» тоже был пафосным и с ноткой эпичности, но к этому шло два сезона. Гигантское количество героев не смущало — они были интересны, среди них не было бессмысленных персонажей. Отсылки к Хайдеггеру были уместны — в «Тьме» вообще все было уместно. "1899" не выдерживает сравнения.
«1899» получился слишком скучным, медленным и совершенно пустым. Здесь нет сложных персонажей, диалоги максимально просты, а неожиданные повороты сюжета просто теряются в бессмысленных сценах. Если в первом эпизоде что-то происходит, то после каждого последующего сложно вспомнить хотя бы одно важное событие. Искать в «1899 году» что-то иное, кроме сюжета, невозможно.
«1899» был, пожалуй, одним из самых ожидаемых сериалов 2022 года. Если подходить к нему с завышенными ожиданиями, то просмотр будет достаточно болезненным — это сплошное разочарование. Но он напоминает, как прекрасна была "Тьма" - лучше переосмыслить.