Премьера «Самаритянина», основанного на одноименной серии комиксов Mythos Comics, состоялась 26 августа на Amazon Prime. Оглушительно яркий провал показывает, какими были фильмы по комиксам 20 лет назад.

Режиссер Джулиус Эйвери. В 2008 году он получил приз Каннского кинофестиваля за короткометражку «Бензин», но потом что-то пошло не так. Эвери выпустил всего два фильма: незамеченный «Молодая кровь» и весьма своеобразный «Оверлорд» о нацистских зомби.

Брэги Ф. Шут — сценарист LEGO Ninjago, Ninjago: Masters of Spinjitzu и двух частей фильма ужасов Клаустрофобия". В главных ролях Сильвестр Сталлоне, Джавон Уолтон (Пепельница из Эйфории) и Пилу Асбек (Эурон Грейджой из «Игры престолов»).

Фильм начинается с предыстории. Два брата, Самаритянин и Немезида, обладали сверхспособностями. Когда они были детьми, горожане из зависти сожгли их дом вместе с родителями. С тех пор Немезида стала мстить людям, а Самаритянин помогать им - настолько по-другому они смотрят на мир. Однажды братья подрались на электростанции и погибли.

Спустя десятилетия глава преступной группировки Сайрус мечтает стать новым Немезидой. Он находит маску и молот злодея и собирается погрузить мир во тьму и хаос. СМИ трубят о возвращении того самого Немезиды. Остановить его может только самарянин — многие жители верят, что он жив. Как и 13-летний Сэм, который встречает слишком сильного соседа.

Начало фильма намекает на неудачу

Уже к 15 минуте фильм показывает все свои проблемы, в дальнейшем они только усугубляются. Аудиорассказ в начале "Самаритянина" сопровождается какой-то ужасной по качеству анимацией в стиле комиксов. За три минуты изложена большая и очень пафосная предыстория, из которой можно вывести все последующие события фильма. Затем мы переходим к «нашему времени».

13-летний Сэм верит, что Самаритянин жив. Подросток ищет его повсюду и очень удивляется, когда видит в доме напротив — да просто он живет рядом и работает мусорщиком. Довольно быстро мы узнаем, что Самаритянин постоянно оставляет что-то вроде граффити — личного логотипа. Он делает это, когда впервые встречает Сэма. Почему раньше возле дома самаритянина не было ни одного граффити — загадка.

Фильм становится еще хуже, когда на экране появляются силы зла. Есть банда Сайруса – злодея районного масштаба, который хочет погрузить весь мир в хаос. Ему подчиняются самые глупые и жестокие подростки. Особенно странно они смотрятся на фоне задач, которые ставит Сайрус - будто "грязные" из мультсериала "Котособака" собираются устроить конец света.

Сайруса, лидера банды, играет Пила Асбек. Он наиболее известен своей ролью Эурона Грейджоя, брата Теона в «Игре престолов». В сериале актер был жутковат, в «Самаритянине» постоянно кривлялся – выпучив глаза, вертя языком во все стороны. Получился картонный и неинтересный злодей. По ходу фильма выясняется, что у него нет даже предыстории, так что не стоит винить актера — ему просто не дали персонажа.

Фон событий тоже выглядит неубедительно. Город, в котором живут герои, похож на большую помойку: повсюду разбросан хлам, что как бы свидетельствует об упадке. Телевидение рассказывает об увольнениях и кризисе. Но все это сделано так на коленке, что невозможно сочувствовать происходящему. Если бы вместо городских кадров крутили надпись «Все очень плохо, люди грустят», разницы бы не было.

На первый план выходят детские фантазии

Иногда сценарий выглядит как школьная фантазия про «Хотел бы я иметь друга-супергероя». Уставший от жизни самаритянин не сразу идет на контакт с Сэмом, но со временем становится более разговорчивым. Затем он начинает хвастаться тем, сколько машин он может перепрыгнуть и сколько врагов он победил в одном бою. Он также ест мороженое после боев, чтобы охладить свое тело. Не хватает только игры в приставки и катания на скейтборде.

А Сэм в фильме ни разу не был в школе, хотя и ходит с рюкзаком. Возможно, любой ребенок, если его попросить написать сценарий, не будет включать в него школу.

В одной из сцен самарянин бросает врага и говорит: «Лети». Он летит, причудливо вращаясь. Выглядит глупо, но не для ребенка.

В самом конце скрыт «неожиданный» сюжетный поворот, который читается с четвертой минуты. Не догадается только тот, для кого «Самаритянин» станет первым фильмом в жизни. Но сценаристам так понравился поворот, что они решили ничем не удивлять зрителей по ходу действия. Поэтому за 80 минут можно предсказать не только каждый следующий шаг героев, но даже их реплики.

Электростанции приобретают невероятное значение

Фильм постоянно пытается объяснить важность электростанций. Битва Самаритянина и Немезиды, встречи злодеев, финальная битва — все происходит тут же.

По логике фильма, это не объект инфраструктуры, а сдерживающий фактор для населения. Немезида собирается погрузить мир в хаос, взорвав электростанции.

Ну и что? Как только свет выключается, вы должны выйти, чтобы разбить окна. Если лампочка перегорит, ограбить киоск.

Странно, но в "Самаритянине" люди действительно бесятся из-за отключения электроэнергии. Фильм не объясняет почему.

Возникает ощущение, что авторы никак не могут определиться с масштабами катастрофы, задуманной силами зла. С одной стороны, они показывают город в беде, такой как Готэм-сити. С другой стороны, они хотят показать грядущую катастрофу вселенского масштаба, которую останавливает самаритянин. Метание ведет к пресловутой силовой установке, возвеличенной так, как будто от нее многое зависит. В одной из сцен приспешники Немезиды говорят, что оставят почти всю Америку без электричества, если взорвут этот самый объект.

Уставший Сталлоне отказывается играть

Сильвестр Сталлоне почти гений в своем отказе от игры. Буквально в каждой сцене с ним зритель видит пожилого мужчину, который хочет, чтобы съемки закончились. Иногда он лениво проявляет какие-то эмоции. В одной из сцен он должен сильно разозлиться — и он так переигрывает, что становится смешно.

Пару лет назад Сталлоне опубликовал видео, на котором жена звонит ему на съемочную площадку «Самаритянина». Получилось как бы забавно, но после просмотра фильма складывается впечатление, что супруги на протяжении всех съемок разговаривали по громкой связи – Сталлоне все равно, что происходит вокруг.

Еще одна проблема актера в том, что он слишком медлителен для своего персонажа. Самаритянин разбрасывает врагов и перепрыгивает девять машин (по его собственному признанию), но при этом с трудом волоча ноги. Сильвестру 76 лет, он тяжело бегает по кадру, и его даже не ускорили с помощью графики.

В сценах, где Самаритянин показывает силу, мы смотрим два разных фильма. В первом Сталлоне двигается медленно, во втором все летает и взрывается. Соединить эти два мира не удалось. Представьте себе видео, на котором кошка машет лапой и взрывает дом, как в драках в "Самаритянине".

Небольшие ошибки портят впечатления от просмотра

Фильм не может похвастаться необычным сюжетом или яркими персонажами. Проработанные детали могли бы если не спасти фильм, то хотя бы сгладить негативные эмоции от просмотра. Но они усугубляют проблемы.

Самаритянин постоянно смотрит новости, это видно в каждой сцене, где он находится дома. Но «возвращение Немезиды» застает его врасплох. О том, что злодей и его приспешники начали грабить город, персонаж узнает только через 2 недели.

В некоторых сценах некоторых фильмов молния и дождь используются для создания ужаса, дешевый и старый, но иногда эффективный трюк. Самарянин пошел дальше. Когда Сэм врывается в квартиру соседа-супергероя и осматривает вещи, мы слышим дождь и гром, но на улице даже не облачно — это то, что мы видим в попавшем в кадр окне.

Фильм напоминает кинокомиксы 2000-х

«Самаритянин» — фильм о супергероях, действие которого происходит в нулевых, до появления Кинематографической вселенной Marvel. Фильм напоминает «Халка и Сорвиголову» 2003 года, «Карателя» 2004 года. Он переносит вас во времена, когда зритель смотрит фильм по комиксам и ничего не знает ни о главном герое, ни о второстепенных персонажах. Это не плюс и не минус, а скорее напоминание о том, как изменилась индустрия.

Итог: «Самаритянин» — очень плохой фильм, который приятно смотреть. Это тот случай, когда место несостоявшейся драмы занимает комедия. Все, что происходит на экране, смешно. И даже Сталлоне с каменным лицом, реагируя на замечания других персонажей, начинает веселить. Но это вариант для тех, кто любит посмеяться над фильмами Эда Вуда.

Если относиться к «Самаритянину» серьезно, то смотреть его невыносимо и больно. Сюжет максимально предсказуем, зрелищных сцен нет, а мелкие огрехи к концу фильма складываются в целую коллекцию бреда.