23 августа на цифровых платформах вышел очередной боевик с Томом Крузом. «Лучший стрелок: Маверик» — продолжение фильма 1986 года, который в СССР и России переводили как «Лучший стрелок».

Новинка уже успела наделать шума в мировом прокате. В США лента обогнала легендарный «Титаник» Джеймса Кэмерона и кроссовер «Мстители: Война бесконечности» от Marvel. Он заработал более 1,4 миллиарда долларов по всему миру, что является 13-м местом в истории.

Top Gun: Maverick имеет 96% положительных отзывов от критиков и 99% от зрителей на Rotten Tomatoes. Рейтинг на IMDb — 8,5. Хотя у первой части всего 6.9. Все уже говорят об этом фильме как о главном событии в мире блокбастеров 2022 года.

Так что, это действительно такой крутой фильм? Да и нет. Фильм режиссера Джозефа Косински просто поражает постановкой полетов. Но при этом они как будто не пытались продумать драматургическую основу сценария. Но и этого можно было бы не заметить, если бы не некоторые идеи, пришедшие прямиком из 1986 года и сейчас выглядящие весьма нелицеприятно.

В фильме «Лучший стрелок: Маверик» представлены одни из лучших сцен полета в истории кино

Пит Митчелл по прозвищу Маверик (Том Круз) окончил элитную летную школу Top Gun более 30 лет назад. Некоторое время работал инструктором, но потом переключился на другие дела. К началу сиквела Маверик испытывает самолет с гиперзвуковым двигателем.

Но его снова приглашают в Top Gun в качестве наставника. Maverick подготовит юных пилотов к невыполнимой боевой миссии. Есть только две проблемы: во-первых, герой хочет сам лететь на задание, а во-вторых, ему предстоит обучать лейтенанта Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер), сына погибшего напарника.

В этом обзоре, как обычно в других, фильм рассматривается в разных плоскостях. Но главное в следующем абзаце то, что он объясняет, почему Top Gun: Maverick обязателен к просмотру.

Top Gun: Maverick — это революция в боевиках. Это новая отправная точка для мира блокбастеров. И причина тому, конечно же, Том Круз. Да, режиссер картины — отличный визионер Джозеф Косински (ранее он работал с актером в «Обливионе» и снял прекрасный «Трон: Наследие»). Но «Лучший стрелок: Маверик», как и ряд фильмов франшизы «Миссия невыполнима», можно просто назвать «фильмом Тома Круза». Дело в том, что для съемок этой картины актер открыл специальную летную школу, где тренировался вместе со своими коллегами. А потом Тома Круза, Майлза Теллера и других звезд посадили в настоящие истребители, повесили перед ними дорогие камеры и отправили бороздить небо.

На самом деле самолёты летали не актёры, а профессионалы, не будем требовать невозможного. Но когда вы видите, как персонаж качает головой в кабине, вы понимаете, что он на самом деле находится в истребителе и испытывает перегрузки.

То есть Том Круз в очередной раз доказывает, что для него боевик — это нечто большее, чем просто сценарий и спецэффекты. Это сама жизнь.

Но это не сложность ради сложности. Таких крутых полетов толком никто не снимал. И фильм нужно смотреть в лучшем качестве на самом большом экране (хотя есть шанс, что немного приболит, но оно того стоит). Это полное погружение в действие: самолеты совершают невообразимые пируэты, их скорость и массивность ощущаются буквально физически.

Такой опыт дорогого стоит, особенно в эпоху компьютерной графики. Здесь тоже, конечно. Однако спецэффекты не заменяют реальность, а лишь дополняют ее.

Но сценарий «Лучший стрелок: Маверик» ужасен

Сразу после просмотра задайте себе главный вопрос: с кем вообще воевали главные герои? Хотя можно не напрягаться, ответ все же не в фильме. Руководство в самом начале объясняет Маверику, что они должны уничтожить некий завод по обогащению урана, который находится в бункере в конце какой-то долины между какими-то горами и представляет опасность для некоторых союзников в каком-то регионе.

Ни имени, ни конкретики. Место охраняют абстрактные «истребители пятого поколения». За весь фильм ни разу не будут показаны лица этих самых врагов: на взлетной полосе мелькают пара человек и несколько пилотов в наглухо закрытых шлемах и масках — даже глаз не видно.

То есть теоретически герои могли сражаться с русскими, китайцами, французами, пришельцами или Уолтером Уайтом, сменившим профиль на Джесси Пинкмана. Даже Марвел хотя бы выдумал несуществующие страны вроде Латверии и Соковии, где разворачивались конфликты. В ленте «Лучший стрелок: Маверик» только общие слова.

Наверняка это не лень сценаристов, а желание никого не обидеть. И в то же время доказательство того, что зрителю должно быть все равно — ведь фильм о другом.

Будь как будет. Но сценарий проваливается в 90% диалогов. Сцена с первым появлением юных героев в баре действительно напоминает какое-то порно. Разговоры здесь состоят исключительно из грубых шуток друг над другом и фраз в стиле «мне хорошо».

Возможно, диалоги здесь вообще не важны, но зато помнят, что в основе сюжета лежит подготовка пилотов к опасной миссии. Но даже при этом не заметить странностей не получится. Например, по словам авторов Top Gun: Maverick, получается, что угонять самолеты хоть со своей базы, хоть с вражеской — самое простое дело в жизни.

Главный герой здесь постоянно нарушает правила и противоречит сам себе. А самый показательный момент ждет вас в середине фильма. Маверик отстранен от тренировок, но пытается вернуться, заявляя лидеру: «Они должны верить, что миссия может быть выполнена». На что он резонно отвечает: «Но вы убедили их в обратном». Тут можно только догадываться: сценаристам не чужда самоирония или настолько недоработаны диалоги и мотивация.

Top Gun: Maverick вызывает ностальгию

Удивительно, но «Лучший стрелок: Маверик» нельзя обвинить в том, что он паразитирует на популярности кино 80-х. Хотя бы потому, что пленку начали разрабатывать более 10 лет назад, когда тема еще не была так актуальна. Увы, у создателей было много трудностей, и в 2012 году режиссер первой части Тони Скотт покончил жизнь самоубийством, и процесс затянулся.

«Лучший стрелок: Маверик» — яркий пример абсолютно ностальгического фильма. Причем это касается как визуальной подачи, так и некоторых деталей сюжета. Картина начинается точно с той же сцены, что и первая часть: подготовка самолетов и работа техников на авианосце. Тот же шрифт в титрах, та же музыка. А после возвращения в школу пилотов Том Круз будет управлять мотоциклом параллельно взлетающему истребителю. И это далеко не все упоминания, пришедшие из 80-х.

Кроме того, Майлз Теллер имеет невероятный успех на кастингах. Он не кажется слишком похожим на Энтони Эдвардса, сыгравшего его отца в первой части. Но очень легко поверить, что героем новой ленты мог быть его сын: образ Теллера был проработан идеально, и он сыграл здесь лучше всех. И он тоже сядет за рояль играть старый рок-н-ролл.

И самый трогательный момент — возвращение Вэла Килмера. В первой части он был такой же звездой картины, как и Том Круз. Затем карьера актера пошла на спад, во многом из-за его непростого характера. А в середине 2010-х из-за рака гортани Килмер практически потерял способность говорить. В Top Gun: Maverick его персонаж упоминается несколько раз, а затем он появляется лично, выдавая едва ли не самую эмоциональную сцену в фильме. И последняя фраза, которую он набирает на компьютере, выглядит не репликой героя, а исповедью самого актера. В этот момент любой, кто хотя бы поверхностно знаком с его историей, вряд ли сможет сдержать слезы.

А вот пропаганда милитаризма и сексизма разочаровывает

Фильм 1986 года был по сути пропагандистским материалом, показывающим, как круто служить военным летчиком. Жизнь героев выглядела как некое задорное соревнование с коллегами, перемежающееся любовными приключениями.

И неудивительно: во время съемок авторы находились в полном контакте с ВВС США, которые не только поставляли самолеты и технику, но и настоятельно рекомендовали, как изменить сценарий, чтобы все было представлено более позитивно и привлекательно.

Кроме того, старый «Лучший стрелок» тоже абсолютно сексистский фильм. Достаточно вспомнить знакомство Маверика с Шарлоттой, которую сыграла Келли МакГиллис. Герой просто ворвался в женский туалет к понравившейся девушке. И неважно, что она пришла с парнем и просто отказала своему парню.

Конечно, кто-то возразит, что оценивать ленту 1986 года с точки зрения современной морали нельзя. Это верно. Но продолжение 2022 года возможно и нужно. И проблема в том, что он точно такой же, а где-то даже хуже.

В первой части Шарлотта хотя бы была показана как важный самостоятельный персонаж, ученый (что не спасло ее от пошлых шуток). Теперь новая подружка героя, которую играет Дженнифер Коннелли, совершенно не имеет значения. Она нужна только для того, чтобы Маверик смог ее соблазнить, заодно проявить эмоции, которые он не может себе позволить в самолете, и в финале красиво увезти ее в закат на мотоцикле.

Похоже, создатели пытаются сделать реверанс перед новыми временами: теперь среди пилотов есть девушки. Но их все же отодвинули куда-то на задний план: вряд ли кто-то вспомнит имена или хотя бы позывные этих персонажей. «Лучший стрелок: Маверик» — это все-таки фильм о крутых парнях, даже обнимающих кулаки (не шутка, обратите внимание на концовку) и полуголых играющих в американский футбол на пляже.

Возможно, это не так уж и страшно. Все описанное выше существует в реальности. В конце концов, более 90% военных пилотов США на самом деле мужчины. Но беда в том, что «Лучший стрелок: Маверик» — это та же агитка и прославление милитаризма, что и первая часть. Военные здесь приносят мир и процветание, сбрасывая ракеты на того, кто опасен для их союзников. Никто из героев не может умереть, и вся их жизнь — это веселое соревнование. Самое неприятное в нем то, что в случае проигрыша вам придется сделать 200 отжиманий.

Напоследок немного о личном. Я посмотрел этот фильм и тут же поделился кратким отзывом с коллегами. Почти все они ответили, что я зануда и не стоит придираться к сюжету фильма, который снят только ради экшена.

Наверное так. Но мое недовольство картиной «Лучший стрелок: Маверик» — это скорее обида из-за упущенных возможностей. Если бы авторы написали нормальный сценарий, хорошие диалоги (не обязательно сложные, просто хорошо продуманные) и дали героям более здравую мотивацию, это был бы идеальный блокбастер.

Представьте себе фильм с таким качеством съемки, да еще и не глупый. Это могло быть фантастикой, но это был просто красивый боевик. Это все еще стоит увидеть из-за невероятного ощущения полета. Хотя хотелось бы не закатывать глаза во время очередного неловкого разговора.