19 мая на стриминговом сервисе «Кинопоиск» стартует сериал «Нулевой пациент». Проект с Никитой Ефремовым и Евгением Стычкиным основан на реальных событиях, происходивших в СССР в конце 80-х.

Прессе показали только первые две серии, но уже по ним можно судить о качестве постановки. Авторы взяли смелую и до сих пор актуальную тему, рассказав о замалчивании проблем и бюрократии. При этом сюжет представлен в виде захватывающего детектива, перемешанного с личной драмой. Портят восприятие лишь некоторые технические проблемы и склонность к штампам в отдельных сценах.

Реальная основа без претензий на документальность

В 1988 году в Элисте начинающий врач детской больницы Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов, недавно снявшийся во втором сезоне сериала «Эпидемии") обнаруживает симптомы СПИДа у несколько его пациентов. Однако руководство утверждает, что в стране нет этого заболевания, поэтому в дополнительных проверках нет необходимости.

И точно с такой же риторикой сталкивается ученый Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов). Благодаря покровительству отца он стал специалистом по СПИДу. Однако исследования игнорируются. Но Аюшев отправляет детские анализы из больницы в Москву, а Гончаров едет в Калмыкию искать источник инфекции. Ученого сопровождает агент КГБ Петр Шипов (Павел Майков).

Уже во вступлении авторы объявляют, что «Нулевой пациент» основан на реальных событиях, но многие имена, даты и детали изменены. Подобный ход используется в большинстве фильмов и сериалов. Недавние примеры включают проект Аарона Соркина "Быть Рикардо", в котором события, происходившие в течение нескольких лет, были уложены в одну неделю.

Этот прием развязывает руки создателям, позволяя сделать действие более динамичным и придумать новых персонажей. Именно это произошло в «Нулевом пациенте». Аюшев и Гончаров — вымышленные персонажи. Хотя второй явно списан с Вадима Покровского, разве что отца сделали не врачом, а чиновником.

Пугающая релевантность

Очевидно, что создатели «Нулевого пациента» хотели показать не только саму историю возникновения и распространения СПИДа в СССР. Их больше интересует восприятие этой болезни людьми разного социального уровня. Самая простая и очевидная линия — замалчивание проблемы со стороны партийных чиновников и официальной медицины. В 1986 году министр здравоохранения РСФСР фактически заявил по телевидению: «У нас нет оснований для распространения этой заразы, так как в России нет наркомании и проституции».

Но в «Нулевом пациенте» прекрасно показывают, что такое мнение основано на элементарной неисследованности. Если заболевание не диагностировано, то кажется, что его просто не существует. Увы, люди не перестают умирать.

Однако гораздо интереснее то, что в сериале отражены и другие стороны проблемы. Так, одной из самых сильных сцен стала та, где Гончаров рассказывает своей возлюбленной о распространении болезни половым путем. Откровенный интимный эпизод заканчивается жестокой развязкой, которую героиня резюмирует так: «Ты просто убил для меня секс».

Ведь очень легко поверить, что заразиться могут только бомжи, наркоманы и, как говорится в сериале, «извращенцы». Но сама мысль о том, что может заразиться близкий и любимый человек, шокирует.

А потом подключается следующая линия, уже как раз в Элисте. Доктор Кирсан Аюшев стоит перед выбором: сказать людям правду или попытаться сдержать панику. Кажется, честнее предупредить жителей об опасности. Но затем показывают мужа и жену, которые только что потеряли ребенка и узнают, что у них СПИД. Они моментально становятся изгоями: окружающие считают, что с ними нельзя даже пожать руку, боятся сесть за один стол.

При этом, пожалуй, самое ужасное, что при просмотре сложно не провести параллели с сегодняшним днем. Выявленные в сериале проблемы можно объяснить тем, что заболевание на момент своего появления было новым и неизученным. Это хотя бы частично оправдывает хотя бы рядовых жителей.

Однако достаточно открыть новость, чтобы убедиться: за более чем 30 лет ситуация практически не изменилась. До сих пор существует мнение, что в группе риска находятся только гомосексуалы и наркоманы. О реальном уровне заболеваемости говорят мало, а между тем в 13 регионах России более 1% населения заразилось ВИЧ. А в районных больницах пациентов с этой заразой боятся даже врачи.

Возможно, важность «Нулевого пациента» даже не в самой истории. А то, что после этой серии полезно будет посмотреть текущую статистику и осознать масштаб проблемы.

Живые персонажи и немного клише

Добавляя вымышленных персонажей, создатели проекта позволяют зрителям сильнее привязаться к истории. Ведь гораздо увлекательнее наблюдать за живыми эмоциональными людьми, чем изучать сухие документальные репортажи. По первым двум эпизодам сложно составить полную картину происходящего, но, похоже, главных героев будет четверо. И пока Аюшев выглядит самым интересным и человечным.

Это молодой врач, который искренне хочет помочь людям, веселит маленьких пациентов фокусами и спрашивает, как они себя чувствуют, а не хладнокровно смотрит в карты. Но при столкновении с опасным заболеванием он буквально уходит из-под ног. Аюшев боится за детей, не хочет допустить распространения болезни и даже опасается, что сам заразился. Вполне вероятно, что он и дальше будет своеобразным моральным компасом истории.

Герой Ефремова выглядит неоднозначно. Его Гончаров — интеллигентный ученый, которого угнетает то, что он всем обязан не таланту, а связям отца. Последняя особенность пока раскрыта слабо. Так что дальше у него есть шанс либо стать интереснее, либо скатиться в стереотипный образ.

Отдельно стоит упомянуть персонажа Евгения Стычкина - журналиста Игоря Карахана. Судя по трейлерам и другим промо-материалам, этот герой будет важным в сюжете, но пока ему отведено всего несколько минут. И увы, Стычкин снова играет эмоционального и деловитого ловеласа. В этом образе актер появлялся не раз, и есть сомнения, что в «Нулевом пациенте» он добавит в роль что-то новое. Хотя, собственно говоря, если художнику подходит какой-то тип, почему бы и не использовать его. Более того, некоторые эпизоды режиссировал сам Стычкин.

И последний герой, который, кажется, играет важную роль, — это Петр Шипов, которого играет Майков. Это самый скучный персонаж. В его выступлениях были собраны все стереотипы об агентах КГБ в стиле «был бы человек, а была бы статья». Хотя, справедливости ради, актер старается быть интересным (конечно, не так, как в "Шерлоке в России"). И есть робкая надежда, что потом он покажет себя с неожиданной стороны.

Второстепенные персонажи, по печальной традиции российских сериалов, получились слишком шаблонными. Что врачи в больнице, что чиновники в правительстве напоминают пародий, а не живых людей. Хорошо хоть сцены им даются небольшие и нужные больше для развития сюжета, чем для раскрытия характеров.

Отличная детективная подача и американизмы

Еще одно немаловажное достоинство «Нулевого пациента» в том, что создателям удалось упаковать мрачноватый реалистичный сюжет в оболочку интригующего триллера. Как и в классических детективах, герои составляют схему болезней и отслеживают их связи. Они сталкиваются с сопротивлением на местах и ищут способы получить информацию. Это делает сюжет более захватывающим. Причем ощущение не портит даже тот факт, что финал истории давно известен.

С другой стороны, заигрывание с жанровыми фильмами добавило сериалу проблем. Стремясь сделать картинку более динамичной, создатели перебарщивают с монтажом. Например, в сцене, где Гончаров едет в машине, слушая группу «Аквариум», ракурс меняется каждые три секунды. Причем это совершенно не нужно для эмоционального восприятия, в этом моменте нет подтекста.

Кроме того, авторы иногда меняют вкус и добавляют штампы из западного кино, которые плохо вписываются в довольно реалистичное изображение СССР. Возьмем, к примеру, момент, когда Гончаров выпивает одну рюмку водки за другой в баре отеля. Он больше похож на какой-нибудь техасский мотель, чем на Ленинград конца 80-х.

Возможно, стоит упомянуть, что в определенные моменты в кадр попадают такие анахронизмы, как пластиковые окна. Но тут пока сложно судить: прессе выдаются черновики серий с недоработанной графикой и сырой озвучкой (это норма для скринеров), так что к релизу недочеты могут быть исправлены.

Впрочем, все это больше придирки. Общая подача кажется живой и эмоциональной, что очень важно для такого рассказа.

Судя по первым сериям, «Нулевой пациент» — еще один хороший пример российского сериала. Авторы не боятся говорить на острые и злободневные темы, заставляющие проводить параллели с новым временем. Они хорошо реконструируют антураж СССР и в то же время добавляют в историю интересных персонажей и детектива. Если проект и дальше будет держать этот уровень, то его можно будет назвать безоговорочной творческой удачей.