Сериал «Эпидемия» стартовал на стриминговом сервисе «Премьер» в 2019 году и быстро завоевал популярность у российских зрителей. Вторая волна славы пришла спустя год, когда проект появился на Netflix. Тогда его заметили пользователи сервиса по всему миру: «Эпидемия» продержалась две недели в топах просмотров и даже вошла в список самых просматриваемых зарубежных сериалов.

Проект основан на романе Яны Вагнер «Вонгозеро». Поэтому, когда появилась информация о продлении на новый сезон, многие предположили, что продолжением станет экранизация очередного романа автора «Живые люди».

Однако движения в книге очень мало. Поэтому второй сезон — это совершенно новая история, которую с нуля написал бессменный сценарист проекта Роман Кантор. Кроме того, сменился директор "Эпидемии". Павел Костомаров, снявший первый сезон, ушел из шоу и занялся фильмом «Баньсу». Его заменил Дмитрий Тюрин, ранее снимавший «Триггер».

Такие изменения пошли на пользу сериалу. По первому эпизоду продолжение может даже показаться отдельным проектом. Но, похоже, авторы решили просто добавить новых героев и немного расширить формат.

Другие истории в том же мире

Первый сезон был о неизвестном вирусе, который пронесся по России. Глаза заболевших белеют, они начинают кашлять и через несколько дней умирают (стоит напомнить, что «Эпидемию» снимали до начала распространения COVID-19). Главный герой Сергей вместе со своими родственниками и семьей соседа выбрался из Москвы, чтобы отправиться в приют в Карелии.

Но тут можно даже не напоминать, чем закончилась их история, чтобы не огорчать читателей спойлерами. Ведь в первой серии продолжения главные герои лишь мелькают в самом начале, а потом возвращаются перед титрами, чтобы снова включиться в сюжет.

Основное действие посвящено бывшему спецназовцу Жене (одному из самых востребованных актеров последних лет Юре Борисову). Вместе с другими силовиками он уничтожил зараженных, но потом отказался выполнять сомнительный заказ. После драки с боссом раненый Женя добирается до дачи.

Там поселились четверо друзей: агрессивный хозяин Тарас (Никита Еленев), его девушка Алена (Виктория Клинкова), знакомый Эзис (Аскар Ильясов) и Соня (Юлия Ендроссек), приехавшая из Германии. Они живут уединенно, питаясь припасами из кладовой, и стараются не обращать внимания на то, что происходит вокруг них. Но появление Жени портит жизнь.

Старт второго сезона «Эпидемии» намекает на то, что сериал расширяет свои границы. В проекте были моменты, в которых раньше говорили о других персонажах. Но теперь главные герои исчезают на час.

Конечно, дальше сюжетные линии сойдутся, но на пресс-конференции режиссер Дмитрий Тюрин заявил, что экспериментов с жанрами в сиквеле будет гораздо больше. Первая серия напоминает камерную драму или триллер. А потом покажут ужастики, боевики и многое другое.

Есть опасения, что это разрушит целостность серии. Но, с другой стороны, такой подход позволяет добавить массу неожиданностей и не зацикливаться на некоторых темах.

Герои с перспективой развития

По первоначальной задумке режиссера, серия должна была выйти в середине сезона. Зрителям показывали небольшой спин-офф о новых персонажах, а затем возвращали к основным событиям. Но когда в проект пригласили Юру Борисова, идея изменилась. Женю решили сделать одним из главных героев сезона, в связи с чем порядок серий стал другим.

Персонаж Борисова действительно выглядит наиболее интересно. Актер снова предстает в образе светловолосого парня-рубашечника, но эта его черта станет важной составляющей сюжета. Герой воспринимает мир легче, чем окружающие, и показывает, что для счастья нужны самые доступные составляющие: единение с природой, искренние чувства.

При этом Жене не дают превратиться в проводника банальных истин своих скрытых странностей. Уже во вступительной сцене он проявляет неадекватную жестокость. А герой постоянно видит своего мертвого брата и разговаривает с ним.

Увы, нельзя сказать, что остальные новые персонажи сразу выглядят полноценными. Они больше похожи на набор клише. Тарас — типичный опереточный злодей и насильник, Алена — неуверенная в себе девушка, пытающаяся найти защиту. А сцена, где немецкая Соня извиняется перед русскими за Вторую мировую войну, получилась и вовсе позорной.

Но вряд ли стоит при таком подходе высекать, нужно просто ждать продолжения. В первом сезоне пилотная серия тоже лишь поверхностно представила персонажей, их характеры раскрылись позже. Хотя сейчас есть вероятность, что из новичков останется только Борисов, а про остальных быстро забудут.

Учитывая заявленное разнообразие жанров, не исключено, что зрители и дальше будут видеть подобные спин-оффы. Обещают появление некой шаманки с бубном, которую сыграет Дарья Экамасова. Для этого персонажа была построена необычная хижина. Авторы даже отмечают, что пригласили для консультаций настоящего шамана.

Это кажется хорошей идеей. В первом сезоне главные герои уже прошли множество испытаний, поэтому, если продолжать говорить только о них, легко уйти в самоповторения и слишком надуманные повороты.

Красивые кадры на грани пошлости

Визуальные эффекты первого сезона «Эпидемии» были неоднозначными. С одной стороны, операторская работа выгодно отличала проект от множества простых сериалов. С другой стороны, камера иногда снимала со странных ракурсов, например, из багажника автомобиля. Это необычно, но иногда кажется перебором, будто создатели теряют грань между красотой и безвкусицей.

В дальнейшем подход не меняется. Уже в заставке заметна хорошая работа с массовкой, но в сцене драки в машине монтаж словно сходит с ума: нарезки идут буквально ежесекундно, показывая машину сверху, снизу, из салона и даже из под колеса.

В основной части эпизода подход несколько проще, но действие происходит в том же доме. Но и здесь создатели пытаются как-то удивить, то снимая сверху, то используя мануальную субъективную камеру, то выдавая длинные общие планы природы.

Увы, иногда вкус выдает режиссера и оператора. Мерцание и крупные планы почти раскачиваются, а акценты на голых и полуобнаженных телах просто излишни. Более того, когда впервые показана странная привычка Тараса фотографировать свою девушку голой и плачущей, это выглядит интересным акцентом. Но непонятно, зачем повторять сцену снова.

Авторы сериала рассказали, что в следующих сериях много работали в необычных локациях. Съемки проходили в Карелии, в частности в парке Рускеала, а также в Саблинских пещерах Ленинградской области. Так что декорации точно будут впечатляющими. Главное, чтобы весь зрительный диапазон оставался на должном уровне.

По первой серии, специально построенной как спин-офф, сложно судить о перспективах на весь сезон. Но она доказывает, что «Эпидемия» даже после смены режиссера сохраняет прежний уровень: проект необычно и интересно снят, хотя и можно найти огрехи. Важно только, чтобы после возвращения к основному сюжету сериал не превратился в набор вымученных клише о знакомых персонажах. Тогда второй сезон может даже превзойти первый.

Спасибо "Киноклубу" Kinoafisha.info за пресс-показ и интервью с создателями сериала.