25 ноября на российские экраны выйдет новый фильм одного из самых ярких режиссеров современности. Когда-то Эдгар Райт прославился, выпустив «Кровь и мороженое» — пародийную стилизацию фильмов разных жанров. Последовавший за ним «Скотт Пилигрим против всех» и даже самый популярный авторский фильм «Малыш на драйве» сохранили фирменные черты: каждый раз режиссер создавал очень необычный визуальный ряд, завязанный на музыке и отсылках к поп-культуре.
«Прошлая ночь в Сохо» рекламировалась как первый фильм ужасов Эдгара Райта. Но на самом деле этот фильм вряд ли кого-то серьезно напугает. Режиссер скорее снова обращается к стилизациям и ностальгирует по старому кинематографу. И получилось очень красиво и увлекательно.
Ода свингующему Лондону
Элоиза Тернер (Томасин Маккензи) — юная сирота, которая любит музыку и моду прошлого. Она также мечтает стать модельером. И, похоже, у девушки счастливый случай: она поступает в университет и переезжает из провинции в Лондон. Но отношения Элоизы с соседями по общежитию не складываются, и тогда она снимает небольшую комнату в районе Сохо.
Теперь каждую ночь, засыпая, героиня оказывается в 60-х и наблюдает, как красавица Сэнди (Аня Тейлор-Джой) при поддержке хитрого менеджера Джека (Мэтт Смит) пытается стать известной певицей.
Сначала кажется, что это просто фантастика. Но вскоре Элоиза понимает, что в прошлом стала свидетельницей преступления. А в настоящем девушку начинают преследовать ужасные призраки.
Поклонники Эдгара Райта прекрасно знают, что режиссер является поклонником поп-культуры прошлого, а особенно 60-х годов. В его дебютном полнометражном фильме «Шон из мертвых» есть многочисленные отсылки к классике ужасов 1968 года «Ночь живых мертвецов». В «Малыше на драйве» значительная часть саундтрека составлена из музыки прошлых эпох, а сам сюжет явно возвращается к «Водителю» Уолтера Хилла (в оригинале фильмы называются «Малыш на драйве» и «Водитель» соответственно).
Но в «Последней ночи в Сохо» Райт буквально погружает зрителя в атмосферу свингерского Лондона (историческая и культурная эпоха 60-х), вбрасывая в сюжет и картину все любимые им элементы. Недаром сцена знакомства всех трех персонажей (Сэнди и Джон в реальности, а Элоиза в роли призрачного наблюдателя) происходит в легендарном клубе Café de Paris, а первое общение тут же перерастает в головокружительный танец под задорный джаз.
При этом режиссер не пытается воссоздать настоящую атмосферу прошлого. Сохо выглядит так, как представляет в своих фантазиях девушка из XXI века (и, судя по всему, сам Райт). Это яркая, завораживающая картинка со старой открытки или из классического фильма о Джеймсе Бонде. Девушки надевают шикарные воздушные платья, а мужчины — идеальные костюмы. Все пьют коктейли, и даже темные переулки кажутся скорее загадочно манящими, чем пугающими.
Это просто откровенное признание в любви к стилю и музыке Англии 60-х. И тем жестче и неожиданнее выглядит основной сюжет — мрачный и трагичный.
Деконструкция ностальгии
Конечно, Эдгар Райт не одинок в своей ностальгии по культуре прошлого. К этой же теме обращался, например, Вуди Аллен в "Полночи в Париже" и многие другие авторы. Но часто выходят фильмы, в которых рассказывается о жестоких порядках ушедших эпох. Но редко кому удается соединить эти две составляющие в одну изящную историю.
Не зря действие разворачивается в два раза параллельно: дело не только в желании добавить мистики, но и в контрасте. Поначалу зрителю, как и самой героине, кажется, что яркость и стиль 60-х намного интереснее и притягательнее безликих дискотек нашего времени. А Элоиза с удовольствием уходит в свои сны, где ей комфортнее.
Но вскоре становится ясно, что прошлое было не таким уж счастливым. В новое время единственный негатив исходит от несдержанных сокурсников, да и то они могут только наговорить - реального вреда они никогда не принесут. А бойфренд героини Джон (Майкл Аджао) – идеал понимающего парня, уважительно относящегося к женщинам.
А вот в жизни Сэнди все с точностью до наоборот. Для хитрого Джека любая красивая девушка — товар, который можно выгодно продать. И нет предела его давлению. Припев уже будет неприемлем сейчас: "Ты сам этого хотел". Здесь безопасность нового времени противопоставляется жестокости и грубости прошлого с бесчисленными потерями жизней.
Более того, Эдгар Райт впервые делает девушку главной героиней своей картины: ранее режиссер говорил о замкнутых юношах и мужчинах. Хотя нельзя сказать, что такой поворот возник из ниоткуда или как дань времени. Уже в «Скотте Пилигриме» и «Малыше на драйве» появились соответственно Мэри Элизабет Уинстэд и Лили Джеймс, которые привлекли к себе не меньше внимания, чем главные герои.
Теперь получается, что Райт снимает фильмы исключительно о женских персонажах ничуть не хуже, чем о жизни очередного гика.
Феерия цвета и отражений
Конечно, фильмы Эдгара Райта ценятся не только за содержание. В его фильмах не менее важна форма подачи: стилизованный комикс в «Скотте Пилигриме», идеально вписанная музыка в «Малыше на драйве» — именно такие детали привлекают любителей хорошего кино. И даже в ранних работах монтаж и саундтрек создавали значительную часть атмосферы: достаточно вспомнить сцену с песней Queen в Shaun the Zombie.
Можно с уверенностью сказать, что «Последняя ночь в Сохо» станет настоящим праздником для поклонников эстетической киносъемки. В первую очередь автор наполняет картину неоновым светом. Но что еще более важно, через отражения представлен буквально весь визуальный ряд. Это обычная черта фильмов. Но Райт делает зеркала частью сюжета: именно через них героиня наблюдает за событиями прошлого.
Дальше в дело вступают сложная хореография и необычный монтаж – то, чем так славится этот режиссер. В разных частях кадра две актрисы повторяют движения друг за другом, а в момент танца даже несколько раз меняются местами. И это происходит без видимых клеев. Здесь действительно легко поверить в мистическое перевоплощение.
И камера с невероятной любовью снимает исполнителей главных ролей. Голубые глаза Томасин Маккензи не сияли так, как в «Time» Шьямалана или в «Кролике ДжоДжо» Вайтити. Аня Тейлор-Джой, ставшая уже чуть ли не самой востребованной актрисой нового времени (на очереди Роберт Эггерс, Дэвид О. Рассел, Джордж Миллер и Скотт Франк), здесь превращается в изящную фарфоровую куклу. И Мэтт Смит подтверждает, что он может быть столь же обаятельным, сколь и пугающим.
На первый взгляд может показаться, что Last Night in Soho пытается повторить историю «Неонового демона» Николаса Виндинга Рефна. В описании действительно много общего: хоррор о мире моды, в котором провинциальная девушка попадает в столицу. Да и неоновые цвета и симметричность оправы — фирменные черты датчанина.
Но все аналогии развеиваются уже в первой трети картины. Все-таки два автора очень разные, их стили невозможно спутать. Более того, Рефн все же заставил его чувствовать себя некомфортно, а Райт радует зрителя.
Стилизованный ужас
Хотя картина представлена как настоящий фильм ужасов, не стоит ожидать от нее слишком устрашающих сцен или даже желания вызвать сильную тревогу. Новый фильм больше похож на очередную стилизацию, как и первые работы Райта. Только в отличие от «Зомби Шона», режиссер больше не насмехается над жанром, а использует его лучшие элементы для создания красоты.
«Прошлой ночью в Сохо», кажется, балансирует между двумя видами ужасов. С одной стороны, он явно относится к глубоким психологическим произведениям. Причем на классических, вроде «Отвращения» Полански и «А теперь не смотри» Роуга (опять же в 60-х и 70-х), а не на новомодных пост-ужастиках Ари Астера и Роберта Эггерса. С другой стороны, автор использует скримеры, жуткую музыку и прочие приемы от традиционных представителей жанра, напоминающие фильмы Джеймса Вана.
К тому же обе составляющие в руках умелого режиссера смотрятся не очень. Да, к качеству визуала можно придраться — уж слишком плоскими выглядят призраки. Но потом возникает мысль, что именно это и имел в виду Райт: в старом кинематографе монстров изображали именно так. Более того, в некоторых сценах автор все же не сдерживается и шутит над канонами. Например, над зловещей тишиной в библиотеке.
Уже известно, что в США и некоторых других странах фильм «Прошлой ночью в Сохо» стартовал очень плохо. Вряд ли картина с бюджетом в 43 миллиона долларов окупится в прокате. Но Эдгар Райт никогда не был коммерческим директором (даже культовая работа «Скотт Пилигрим против всех» считается кассовым провалом). А его самый успешный фильм «Малыш на драйве» вызвал опасения, что автор склоняется к популярным жанрам, теряет свой стиль.
Но новая работа подтверждает, что Эдгар Райт не изменяет себе. Он снова создает изящную картину, наполненную отсылками к классике. Режиссер собирает ярких и харизматичных актеров и превращает действие в феерию красок и эстетических кадров. И даже если в фильме можно найти недостатки постфактум, при просмотре хочется просто погрузиться в происходящее.