3 июня на российские экраны выходит фильм «Круэлла» с обладательницами «Оскара» Эммой Стоун и Эммой Томпсон. Это предыстория злодейки из знаменитого диснеевского мультфильма «101 далматинец».

Уже после публикации первых кадров и трейлеров многие заговорили о картине австралийца Крейга Гиллеспи («Тоня против всех»), как об аналоге нашумевшего «Джокера» Тодда Филлипса. Авторы снова превращают злодея-психопата в драматического персонажа, а оживший гротеск уступает место мрачной эстетике.

В реальности ожидания зрителей оправдаются лишь частично. «Круэлла» порадует роскошными костюмами и великолепной игрой главных актрис. А вот с логикой и темпом повествования у фильма серьезные проблемы.

Невероятный хаотичный сюжет

Эстелла (Эмма Стоун) с детства отличалась от своих сверстников. Девушка с черно-белыми волосами ярко одевалась, вела себя вызывающе и всегда давала отпор дерзким людям. Но тут в ее жизни случилась трагедия. Оставшись сиротой, юная героиня присоединилась к парочке лондонских воров.

Спустя годы Эстелла, проявив невероятный талант в конструировании одежды, попадает в дизайнерский дом баронессы (Эмма Томпсон). Девушка узнает, что босс связан с ее трагическим прошлым, и решает отомстить. Для этого она высвобождает свою скрытую агрессивную личность — Круэллу.

Проблемы картинки заметны уже в первой трети фильма. Сюжет авторы решили строить линейно, то есть сначала рассказывают о детстве и становлении героини, а потом превращают ее в сумасшедшую Круэллу. Но такая структура делает историю длинной, а атмосферу слишком неровной.

Получасовое вступление о молодости и первой попытке попасть в мир моды поражает своей нелепой подачей. В нем главного злодея пытаются показать как менеджера, который не желает слушать дизайнерских советов от уборщицы. Дальше картина и вовсе превращается в фильм «Дьявол носит Prada": юная и робкая героиня заискивает перед бесчувственным начальником.

Ко второй половине действие практически исправляется: выдают невероятно драйвовую часть, где Круэлла всячески издевается над своей соперницей. Но потом все снова скатывается в неправдоподобную трагедию. Поначалу кажется, что причина, по которой героиня не любит далматинцев, — самая надуманная часть фильма. Но каждый следующий сюжетный поворот будет выглядеть глупее предыдущего.

Эта случайность удивительна. Круэлла была написана в соавторстве с номинантом на «Оскар» Тони Макнамарой. Он уже сотрудничал с Эммой Стоун над «Фавориткой», затем работал над «Великолепно». Макнамара смотрит на традиционные истории под необычным углом. Например, в «Круэлле» вообще нет любовной линии, что редкость для Диснея, и оба персонажа, по сути, отрицательные.

Но есть ощущение, что авторам было тесно в студийной картине: сюжету не хватает смелости и необходимой грубости. Это все равно, что пытаться сохранить Джокера в стиле детского телешоу 1960-х годов «Бэтмен».

Создатели «Круэллы», как будто еще не определив, какую историю хотят рассказать, кинули в фильм буквально каждый сюжет, который приходил им в голову. В результате получился монстр Франкенштейна более чем на два часа, где каждая следующая строчка отличается от предыдущей и темой, и подачей.

Но отличный визуальный стиль и саундтрек

Наверняка многие зрители забудут о половине недостатков с середины фильма. В первую очередь потому, что Круэлла — прекрасный визуальный аттракцион. Значительная часть картины просто составлена из отдельных роликов, где главная героиня и ее помощники творят всякие безобразия.

Сцены ограбления повторяют традиционные шпионские и криминальные сцены. Приключения каждого из персонажей показаны параллельно, затем линии сближаются, и действие ускоряется все быстрее и быстрее.

Война между Круэллой и баронессой превращает фильм в один из самых стильных продуктов Диснея. В ленту врывается смесь модной революции 1970-х со стилем «Студии 54» и настоящего панк-рока. Здесь авторы даже не пытаются связать происходящее в общий сюжет, а просто заставляют зрителей смеяться и танцевать.

Саундтрек в «Круэлле» — одно из главных достоинств картины. Возможно, он не сравнится с работами Эдгара Райта по тонкости сочетания музыки и визуала, но наверняка прочно обосновается в плейлистах меломанов. Фоном постоянно звучит классический рок, панк и джаз из Великобритании и США: от The Doors и Queen до кавер-версии Come Together в исполнении Тины Тернер.

Возможно, ленту будет даже приятнее смотреть в виде нарезки отдельных сцен. Можно не думать о несуразном общем сюжете, а только любоваться картинкой и звуком.

Плоские и непродуманные персонажи

Превратить 100% классического кинозлодея в трогательного персонажа приквела — непростая задача. Джорджу Лукасу потребовалась целая трилогия «Звездных войн», чтобы рассказать о прошлом Дарта Вейдера (и даже тогда результаты вызывают много споров). Вышеупомянутый «Джокер» полностью отказался от всего наследия героя, оставив лишь прозвище и пару намеков на связь с комиксами.

Создатели «Круэллы» попытались усидеть на двух стульях. Вроде бы из героини Эммы Стоун делают трагическую фигуру, но пытаются приблизить ее к тому безумному образу, который был показан в «101 далматинце». Для этого персонажа даже придумали две личности. На самом деле причина изменившегося поведения Эстеллы выглядит не очень естественно. Сами авторы, кажется, не понимают, хотят ли они говорить о свободе слова или о вырвавшейся наружу внутренней агрессии.

Изменились и образы помощниц Круэллы. Предыстория Горация (Пол Уолтер Хаузер) до сих пор правдоподобна: он такой же глупый, как и в «101 далматинце», только намного добрее. Возможно, последние годы правления Круэллы сильно огорчат его. А вот Джаспер (Джоэл Фрай) в приквеле выглядит очень умным и заботливым. Трудно понять, как он превратится в узколобого лоха.

Про развитие остальных персонажей лучше забыть. Баронессу стараются представить как можно более жестокой: она так пугает своих подчиненных, что они боятся кашлянуть в ее присутствии. А через пару сцен помощники ворвались в кабинет злодейки без стука прямо во время ее дневного сна.

Есть и темнокожая подруга героини, не слишком важная для повествования, отражающая ее тяжелое прошлое. А персонаж Марка Стронга появляется только там, где нужно заполнить дыры в сюжете. Еще в Круэлле вас ждет харизматичный дизайнер с одним накрашенным глазом, который развлекает эпатажем, но никак не влияет на происходящее.

По сути, большинство персонажей Круэллы — красиво одетые статисты без какой-либо индивидуальности. Каждый герой в любой момент может сменить своего персонажа ради следующей сцены. Поэтому проникнуться их проблемами вряд ли получится.

Но красивые образы главных героев

Незаконченные персонажи пытаются спрятаться за ярким образом и харизмой Эммы Стоун и Эммы Томпсон. И самое удивительное, что этот трюк работает.

Однофамильцы, играя непримиримых врагов, признались, что повеселились на площадке от души. И это видно в каждом кадре. С момента встречи своих персонажей пара просто не может оторвать глаз. Стоун прекрасно играет обе роли: у ее Эстеллы очень нервные мелкие движения головы и рук, но когда она становится Круэллой, ее поведение, мимика и даже речь меняются. В оригинальном саундтреке можно услышать, как она копирует интонации баронессы.

Томпсон с явным удовольствием погружается в гротескный образ грубоватого аристократа. Она вальяжно вытягивает слова, всегда недовольна буквально всем вокруг. Актриса частично списала образ с Алексис Колби (Джоан Коллинз) в сериале «Династия», поклонники которого обязательно заметят параллели. Единственное, что иногда разрушает целостность образа, — компьютерные далматинцы, сопровождающие злодея.

И помимо отличной актерской игры, героини предстают в самых безумных нарядах. Над костюмами в «Круэлле» работала двукратная обладательница «Оскара» Дженни Беван («Безумный Макс: Дорога ярости», «Комната с видом»). И здесь ей давался невероятный простор для творчества.

Одна только Эмма Стоун для фильма появляется в 47 различных образах! При их разработке Беван обращался к стилю Вивьен Вествуд, Джона Гальяно и других эпатажных модельеров, которые привносили в свои проекты элементы панка.

Как и Харли Квинн, костюмы Круэллы наверняка станут излюбленной темой косплееров на предстоящих мероприятиях или вечеринках в честь Хэллоуина. И даже те, кто совершенно равнодушен к эпатажности, обязательно вспомнят платье из мусора или надпись «будущее» на лице героини.

Если подытожить, то, к сожалению, Круэлла не получилась целостным переосмыслением знаменитой злодейки. Слишком часто в фильме меняется атмосфера, сюжетные повороты выглядят надуманными, а персонажи неправдоподобными. Кроме того, между образом главной героини в финале и ее персонажем в «101 далматинце» до сих пор существует огромный разрыв.

И жалко потерянный потенциал. «Круэлла» могла бы быть более коротким и динамичным фильмом в панк-роковой эстетике, где развитие героини прописано в коротких воспоминаниях во время основного действия. Или, наоборот, сюжет можно было превратить в подобие мини-сериала, и каждая серия выглядела бы как отдельный этап в жизни Круэллы со своей атмосферой. Увы, это всего лишь фантазии.

На деле это остается несуразным фильмом с очень стильным визуалом, отличным саундтреком и крутыми нарядами Эммы Стоун. Этого уже достаточно, чтобы получить удовольствие от просмотра. А ведь могло быть намного ярче и эмоциональнее.