16 ноября на ТНТ и стриминговом сервисе «Премьер» вышел новый и, судя по обилию рекламы, особенно ожидаемый проект. Сериал «Перевал Дятлова» основан на реальной истории 1959 года. Группа студентов-туристов отправилась в поход по сложному маршруту у горы Хохлатчахль в Свердловской области и пропала без вести. Через некоторое время всех молодых людей находят мертвыми.
Обстоятельства гибели дятловцев долгие годы оставались невыясненными. Среди возможных причин смерти, которых насчитывается около сотни, были встречи с дикими животными, нападение местных жителей и сбежавших заключенных, испытания нового вида оружия и даже паранормальные явления: от инопланетян до проклятий. В 2020 году Генпрокуратура официальной версией гибели дятловцев назвала сход лавины: участники похода были слишком тяжело ранены и не выдержали натиска снега.
Сюжет, который заставляет вас отправиться в прошлое
В сериале две сюжетные линии: зритель наблюдает за расследованием гибели дятловцев и событиями, происходящими во время похода. Все нечетные эпизоды рассказывают о ходе следствия, они сняты на цветную пленку, а четные о судьбе туристов - на черно-белую. Вторую историю мы тоже видим в формате 4:3 — это такая имитация советского кино. Поход туристов снят на видео на Алтай, так что зрителя ждет много впечатляющих заснеженных пейзажей.
Майор КГБ Олег Костин (Пётр Федоров) прибывает в Свердловскую область для расследования загадочной гибели членов группы Дятлова. Герой словно сошёл со страниц штампованного детектива: воротник его пальто всегда поднят вверх, шляпа надвинута на самые нахмуренные брови, а прищур и щетина выдают опытного следователя. Вот только верить майору на сто процентов нельзя: время от времени его преследуют видения времен фронтового прошлого, то где-то живой промелькнет давно умершая девушка, то зашевелится труп, то звучит не очень надежно.
Тем временем зритель переносится к началу экспедиции. Игорю Дятлову (Иван Мулин) разрешается возглавить группу в походе третьей категории сложности - такое выдерживают только опытные туристы. Просто Александр Золотарев (Егор Бероев), зрелый инструктор Коуровской турбазы, закреплен за курсантами в качестве нагрузки, без которой на маршрут их не пустят. Дятлов неохотно соглашается на попутчика.
Уже в поезде группу настигает что-то неладное: одному из участников снится кошмар, где он видит своих товарищей мертвыми. Местные жители также предупреждают об опасности пути. Но Дятлова больше волнует личность Золотарева: мужчина явно выдает себя за кого-то другого. Ключом к разгадке инструктора станет его фронтовое прошлое — и да, мистика и ходячие мертвецы тут тоже не при чем.
Такое впечатление, что вы смотрите два разных сериала: советский хоррор и детективный триллер. Такая композиция выглядит интересно даже несмотря на то, что события развиваются довольно медленно. Но сама история в первых двух сериях вызывает недоумение. Зритель и так постоянно путешествует между настоящим и прошлым — зачем его бросать даже во время войны? Фронтовые истории не слишком хорошо раскрывают характеры, зато совершенно запутывают избытком паранормальных явлений. Сама трагедия дятловцев окутана множеством тайн, но сериал затеняет даже там, где хотелось бы лишь краткого и понятного объяснения, почему герой ведет себя именно так, а не иначе.
Движения, которые заставляют вас содрогнуться
После страшной и захватывающей "Игры на выживание" от Премьер-проектов вас ждут неожиданные повороты сюжета и леденящие душу фильмы ужасов. «Перевал Дятлова» тоже хочет напугать, но делает это слишком в лоб. Трупы показаны натуралистично, подробно и долго: даже успеваешь заметить снежинки на ресницах мертвеца. Если кому-то и промывают мозги, то это делается прямо в кадре. Если они предупреждают об опасности, то упоминают съеденные языки и глаза. В общем, если вам не нравятся литры крови на экране, будет неудобно.
Но мурашки от страха бывают гораздо реже, чем от абсурдности происходящего. О том, что герои умрут, не намекает только ленивый. Повторяется рефрен: «Ну, когда же мы еще пойдем в кино», «Ну когда же, ребята, поедим по-человечески», напоминая, что никто из участников акции никогда больше не испытает простых радостей жизни. . Такая прямолинейность иногда угнетает.
Впрочем, другая линия серии тоже богата прямолинейными ходами. Олег Костин приезжает в гости к новой знакомой, вспоминает фронтовые годы и узнает, что война забрала у героини мужа. Внезапно этой супругой оказывается товарищ Костина - ну, знаете, такая бытовая ситуация, когда все на просторах Советского Союза знают друг друга по одному рукопожатию.
Сериал цепляет, а потом словно сажает зрителя на подножку, не давая полностью погрузиться ни в страшные, ни в драматические моменты.
Герои, в которых нужно копаться в прошлом
Ужасно раздражает майор КГБ Олег Костин. Он выглядит неестественно, держит и говорит — такой себе апостол Голливуда в советских реалиях. Воспоминания о войне могут лишь трагически шептаться героем - тут как-то слишком много актерства. Тем не менее, первые серии не раскрывают персонажа до конца: понятно, что годы на фронте оставили в нем неизгладимый след, но, похоже, главные козыри сценаристов зритель увидит еще не скоро.
О членах группы Дятлова в первых сериях сообщается крайне поверхностно: в поезде двое друзей обсуждают попутчиков и вкратце обрисовывают характер каждого из них. По-настоящему запоминаются только два персонажа: упрямый Дятлов и подозрительный Золотарев. Эти персонажи удивительно хорошо прописаны. Зритель с первых же серий видит их приятные и отталкивающие черты, а вот Золотарева приходится как следует угадывать. В целом в сериале есть интересные персонажи - но не всем удалось быстро раскрыться.
Зритель, которым может быть кто угодно
Непонятно, для кого снимали перевал Дятлова. Первый вопрос, который я хочу задать: на каком уровне знаний должен быть зритель? Если вы хотя бы поверхностно интересовались историей, то некоторые сюжетные повороты, которые преподносятся как сюрприз, потеряют свое очарование и совсем не поразят. Если вы ничего не знали о трагедии и последние годы сидели в бункере без интернета, сериал покажется скучным. Без контекста это очередная история, где следователь распутывает дело о загадочной полумистической смерти — их миллион.
Также неясно, на какие предпочтения ориентируется проект: вроде бы старается угодить всем. Вам понравилась "Игра на выживание"? Здесь тоже обречена на смерть группа людей. Любите ужасы? Вот труп с миллиона ракурсов. Вы тайно смотрите передачи о Великой Отечественной войне на Первом канале? Наши герои тоже были на войне.
Это чувство развивается после первых двух серий. Но дальше, возможно, события закрутятся куда более понятным образом.
«Перевал Дятлова» имеет все шансы стать успешным проектом: раскрученная история, ужасы и мистика обязательно найдут своего зрителя и пощекочут нервы любителям советских загадок. Но иногда во время просмотра схватишься за сердце не потому, что это очень страшно, а потому, что это очень странно: сюжет богат штампами, главный герой бесит, а степень паранормальности зашкаливает там, где не хочется. это вообще.
Тем не менее, после первых серий зрителя тянет к продолжению: уж слишком интересно, какую версию гибели дятловцев предложат сценаристы. Все намекает на то, что дело явно не ограничивается одной теорией — и, возможно, зритель увидит гораздо больше ужасов, чем планировал.